Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 1925/2006
от 20 декабря 2006 г.
о добавлении витаминов, минералов и других веществ в продукты питания*(1)
(Текст в редакции Регламента (ЕС) 108/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 15 января 2008 г.*(2), Регламента (ЕС) 1170/2009 Европейской Комиссии от 30 ноября 2009 г.*(3), Регламента (ЕС) 1161/2011 Европейской Комиссии от 14 ноября 2011 г.*(4))
О внесении изменений в настоящий Регламент см. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 1169/2011 от 25 октября 2011 г.
Настоящий Регламент применяется с 1 июля 2007 г.
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статью 95 Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
Принимая во внимание Заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(5),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(6),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Существует большое количество питательных веществ и других ингредиентов, которые могут использоваться при производстве продуктов питания, включая витамины, минералы, включая микроэлементы, аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, волокна, различные растения и экстракты трав, но не ограничиваясь ими. Их добавление в продукты питания регулируется в государствах-членах ЕС различными национальными нормами, которые ограничивают свободное обращение таких продуктов, создают неравные условия конкуренции и, таким образом, оказывают прямое воздействие на функционирование внутреннего рынка. Следовательно, необходимо принять нормы Сообщества, гармонизирующие положения национального законодательства относительно добавления витаминов, минералов и других веществ в продукты питания.
(2) Целью настоящего Регламента является регулирование добавления витаминов и минералов в продукты питания и использование других веществ или ингредиентов, содержащих вещества (помимо витаминов и минералов), добавляемые в продукты питания или используемые при производстве продуктов питания, если в результате происходит потребление этих веществ в количествах, значительно превышающих количества, которые согласно разумным ожиданиям поглощаются при нормальных условиях потребления и сбалансированном и разнообразном питании, и/или если такие вещества представляют иной потенциальный риск для потребителей. При отсутствии специальных норм Сообщества относительно запрета или ограничения использования веществ или ингредиентов, содержащих вещества (помимо витаминов и минералов), указанные в настоящем Регламенте или в других специальных нормах Сообщества, применяются соответствующие нормы национального законодательства без ущерба действию положений Договора.
(3) Ряд государств-членов ЕС в целях заботы о здоровье населения требует обязательного добавления некоторых витаминов и минералов в стандартные продукты питания. Такие цели могут ставиться на национальном или даже региональном уровне, но они не распространяют требование об обязательном добавлении питательных веществ на всю территорию Сообщества. Тем не менее, если и когда это становится целесообразным, такие нормы могут приниматься на уровне Сообщества. При этом полезно собирать информацию о таких национальных мерах.
(4) Витамины и минералы могут добавляться в продукты питания преднамеренно производителями продуктов питания или должны добавляться в качестве питательных веществ согласно положениям специального законодательства Сообщества. Они также могут добавляться в технологических целях в качестве добавок, красителей, ароматизаторов или в других подобных случаях применения, включая разрешенные энологические практики и процессы, предусмотренные соответствующим законодательством Сообщества. Настоящий Регламент применяется без ущерба действию специальных норм Сообщества, касающихся добавления витаминов и минералов, их использования в определенных продуктах или группах продуктов или их добавления в иных целях, помимо указанных в настоящем Регламенте.
(5) Учитывая, что детальные правила применения пищевых добавок, содержащих витамины и минералы, приняты Директивой 2002/46/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 10 июня 2002 г. о сближении законодательства государств-членов ЕС в отношении пищевых добавок*(7), положения настоящего Регламента в отношении витаминов и минералов не применяются к пищевым добавкам.
(6) Витамины и минералы добавляются производителями в продукты питания для ряда целей, в том числе для восстановления содержания витаминов и минералов, если оно уменьшилось в процессе производства, хранения и обработки, или для достижения этими продуктами питательной ценности продуктов, заменителями которых они считаются.
(7) Полноценное и разнообразное питание должно при нормальных условиях содержать все питательные вещества, необходимые для нормального развития и поддержания здоровой жизни, в количествах, определенных и рекомендуемых на основе общепризнанных научных данных. Однако, как показывают исследования, такая идеальная ситуация существует далеко не со всеми витаминами и минералами, а также группами населения в Сообществе. Продукты питания, в которые добавлены витамины и минералы, являются ценным источником этих питательных веществ, и в связи с этим можно полагать, что они в целом вносят полезный вклад в рацион.
(8) Недостаток некоторых питательных веществ, хотя и не очень часто, но наблюдается в настоящее время в Сообществе. Существенные изменения социально-экономической ситуации в Сообществе и стиль жизни различных групп населения привели к различиям в питательных потребностях и изменяющимся привычкам питания. Это, в свою очередь, привело к изменениям энергетических и питательных потребностей различных групп населения и приему этими группами отдельных витаминов и минералов, если эти группы потребляют их в меньших количествах, чем рекомендуется в разных государствах-членах ЕС. Кроме того, благодаря прогрессу научных знаний установлено, что потребление некоторых питательных веществ для поддержания оптимального здоровья и самочувствия может быть выше, чем рекомендуется в настоящее время.
(9) Только витамины и минералы, которые обычно содержатся в рационе питания, потребляются в качестве его части и являются жизненно важными питательными веществами, следует разрешить добавлять в продукты питания. Однако это не означает, что их добавление в продукты питания обязательно. Следует избежать возможных споров о видах таких жизненно важных питательных веществ. В связи с этим целесообразно составить позитивный список таких витаминов и минералов.
(10) Химические вещества, используемые в качестве источников витаминов и минералов, которые разрешено добавлять в продукты питания, должны быть безопасными, а также биодоступными, то есть должны усваиваться организмом. Это еще одна причина для составления позитивного списка этих веществ. В данный позитивный список следует включить не только такие вещества, которые одобрены Заключением от 12 мая 1999 г. Научного комитета по пищевым продуктам на основе вышеперечисленных критериев безопасности и биодоступности и которые могут использоваться при производстве продуктов питания, предназначенных для новорожденных и детей, но и другие продукты для специального питания, а также пищевые добавки. Несмотря на то, что хлорид натрия (поваренная соль) не входит в данный список, его можно продолжать использовать в качестве ингредиента при приготовлении пищи.
(11) Важно при необходимости своевременно пересматривать вышеуказанный список с учетом научно-технического прогресса. Такие пересмотры представляют собой имплементационные меры технического характера, правом на их принятие следует наделить Европейскую Комиссию, чтобы упростить и ускорить эту процедуру.
(12) Продукты питания, в которые добавлены витамины и минералы, в большинстве случаев рекламируются производителями и могут восприниматься потребителями как обладающие большей питательной, физиологической или другой ценностью для здоровья по сравнению с подобными или другими продуктами питания без таких питательных веществ. Это может оказывать влияние на выбор потребителей, который при других обстоятельствах мог оказаться иным. Для борьбы с этим нежелательным воздействием целесообразно установить ряд ограничений на продукты, в которые можно добавлять витамины и минералы, помимо ограничений, естественным образом вытекающих из технологических соображений или необходимых в целях безопасности, когда в продукте установлен максимальный уровень содержания витаминов и минералов. Наличие в составе продукта определенных веществ, например, спирта, в данном контексте будет являться достаточным критерием для запрета добавлять в такой продукт витамины и минералы. Частичная отмена запрета на добавление витаминов и минералов в алкогольные напитки должна ограничиваться защитой традиционных винных рецептов с уведомлением Европейской Комиссии о соответствующем продукте. Никакие возражения о питательной ценности или пользе добавок для здоровья не принимаются. Более того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение по поводу естественной питательной ценности свежих продуктов питания, следует запретить добавление в них витаминов и минералов.
(13) Для борьбы с мошенничеством настоящий Регламент не имеет целью регулирование использования витаминов и минералов в следовых количествах, использованных маркерами подлинности.
(14) Чрезмерное потребление витаминов и минералов может привести к неблагоприятному воздействию на организм человека. В связи с этим необходимо установить их максимальные количества при добавлении в продукты питания в зависимости от ситуации. Эти количества должны гарантировать, что нормальное использование такого продукта при разнообразном питании согласно инструкции по применению от производителя будет безопасным для потребителя. Следовательно, эти количества являются максимальными безопасными уровнями витаминов и минералов, которые присутствуют в продуктах питания естественным образом и/или добавляются в продукты питания в любых целях, в том числе в технологических.
(15) По этой причине такие максимальные количества и другие условия, ограничивающие добавление витаминов и минералов в продукты питания, при необходимости следует устанавливать с учетом верхних безопасных уровней этих веществ, определенных при научной оценке факторов риска на основе общепризнанных научных данных, и с учетом возможного потребления этих веществ из других продуктов питания. Кроме того, необходимо учитывать рекомендуемое потребление населением с пищей витаминов и минералов. При необходимости следует установить для определенных витаминов и минералов ограничения в отношении продуктов питания, в которые они могут быть добавлены (например, добавление йода в соль). Первоочередное внимание при этом следует уделить целям восстановления содержания витаминов и минералов, если оно уменьшилось в процессе производства, хранения и обработки, или целям достижения этими продуктами питательной ценности продуктов, заменителями которых они считаются.
(16) Добавление витаминов и минералов в продукты питания должно вести к обеспечению их минимального содержания в продукте. В противном случае присутствие в витаминизированных продуктах питания этих веществ в слишком малых и незначительных количествах не будет нести потребителям никакой пользы и будет вводить в заблуждение. Тот же принцип лежит в основе требований о присутствии в продукте питания этих питательных веществ в значительном количестве, чтобы их разрешено было указать на маркировке с пищевой ценностью. Следовательно, целесообразно, чтобы минимальные количества витаминов и минералов в продуктах питания, в которые эти витамины и минералы добавлены, совпадали с такими значительными количествами, присутствие которых необходимо в продукте питания, чтобы эти питательные вещества были указаны на маркировке с пищевой ценностью, если иное не предусмотрено соответствующими случаями частичного отступления от настоящего правила.
(17) Установление максимальных количеств и любых условий использования на основе применения принципов и критериев, предусмотренных настоящим Регламентом, а также установление минимальных количеств представляет собой имплементационные меры технического характера, правом на их принятие следует наделить Европейскую Комиссию, чтобы упростить и ускорить эту процедуру.
(18) Общие правила маркировки и основные определения содержатся в Директиве 2000/13/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 20 марта 2000 г. о сближении законодательства Государств-членов ЕС относительно маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов*(8). В связи с этим настоящий Регламент должен ограничиваться только внесением необходимых дополнительных положений. Эти дополнительные положения должны применяться без ущерба действию Регламента (ЕС) 1924/2006 Европейского парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 г. о заявлениях о питательной ценности и полезности для здоровья, указываемых на пищевых продуктах*(9).
(19) Принимая во внимание питательную ценность продуктов, в которые добавлены витамины и минералы, а также их потенциальное воздействие на привычки питания и на потребление питательных веществ в целом, потребитель должен быть способен оценить общее питательное качество этих продуктов. Следовательно, благодаря частичному отступлению от Статьи 2 Директивы 90/496/ЕЭС Совета ЕС от 24 сентября 1990 г. о маркировке продуктов питания с указанием их питательной ценности*(10), наличие маркировки с питательной ценностью является обязательным.
(20) Среднестатистическое и разнообразное питание содержит много ингредиентов, которые, в свою очередь, содержат много веществ. Потребление этих веществ или ингредиентов при обычном и традиционном их использовании в современном питании не вызывает опасений и не нуждается в регулировании. Некоторые вещества, помимо витаминов и минералов или содержащих их ингредиентов, добавляются в продукты питания в качестве экстрактов или концентратов и могут привести к приему этих веществ в значительно больших количествах, чем при полноценном и разнообразном питании. Безопасность таких технологий в некоторых случаях подвергается серьезному сомнению, польза их не установлена, и в связи с этим необходимо их регулирование. В таких случаях целесообразно, чтобы предприниматели, занимающиеся производством продуктов питания, отвечающие за безопасность размещаемых ими на рынке продуктов питания, брали на себя бремя доказывания безопасности таких продуктов.
(21) Принимая во внимание особые свойства продуктов питания, в которые добавлены витамины и минералы, помимо мер, которые обычно имеются в распоряжении контролирующих органов, должны применяться дополнительные меры, чтобы упростить процедуру эффективного мониторинга таких продуктов.
(22) Поскольку цель настоящего Регламента, а именно обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка в отношении добавления витаминов, минералов и других веществ в продукты питания при условии высокого уровня защиты потребителей, не может в достаточной мере быть достигнута государствами-членами ЕС в отдельности, и, соответственно, может быть более эффективно достигнута на уровне Сообщества, Сообщество вправе принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, закрепленным в указанной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(23) Меры, необходимые для имплементации настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(11),
приняли настоящий Регламент:
Совершено в Брюсселе, 20 декабря 2006 г.
За Европейский парламент
Президент
J. Borrell Fontelles
За Совет ЕС
Президент
J. Korkeaoja
_____________________________
*(1) REGULATION (EC) No 1925/2006 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 20 December 2006 on the addition of vitamins and minerals and of certain other substances to foods. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 404, 30.12.2006, стр. 26.
*(2) ОЖ N L 39, 13.2.2008, стр. 11.
*(3) ОЖ N L 314, 1.12.2009, стр. 36.
*(4) ОЖ N L 296, 15.11.2011, стр. 29.
*(5) ОЖ N С 112, 30.04.2004, стр. 44.
*(6) Заключение Европейского парламента от 26 мая 2005 г. (ОЖ N С 117 Е, 18.05.2006, стр. 206), Общая позиция Совета ЕС от 8 декабря 2005 г. (ОЖ N С 80 Е, 04.04.2006, стр. 27) и Заключение Европейского парламента от 16 мая 2006 г. (еще не опубликовано в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 27 июля 2009 г. Заключение Совета ЕС от 12 октября 2006 г.
*(7) ОЖ N L 183, 12.07.2002, стр. 51. Текст в редакции Директивы 2006/37/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 94, 01.04.2006, стр. 32).
*(8) ОЖ N L 109, 06.05.2000, стр. 29. Текст в редакции Директивы 2003/89/ЕС (ОЖ N L 308, 25.11.2003, стр. 15).
*(9) См. стр. 9 настоящего ОЖ.
*(10) ОЖ N L 276, 06.10.1990, стр. 40. Текст в редакции Директивы 2003/120/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 333, 20.12.2003, стр. 51).
*(11) ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23.
*(12) ОЖ N L 31, 01.02.2002, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 575/2006 Европейской Комиссии (ОЖ N L 100, 08.04.2006, стр. 3).
*(13) ОЖ N L 179, 14.07.1999, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 2165/2005 (ОЖ N L 345, 28.12.2005, стр. 1).
*(14) Менахинон встречается, главным образом, в форме менахинона-7 и в меньшей степени в форме менахинона-6.
*(15) Обогащенные селеном дрожжи искусственно производятся с использованием натрия селенита в качестве источника селена и содержат в 1 г сухого продукта при продаже не более 2,5мг Se. Преобладающей органической формой селена в дрожжах является селенометионин (от 60 до 85% всего экстрагированного селена в продукте). Содержание других органических соединений селена, включая селеноцистеин, не должно превышать 10% всего экстрагированного селена. Количество неорганического селена в нормальных условиях не должно превышать 1% всего экстрагированного селена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1925/2006 от 20 декабря 2006 г. о добавлении витаминов, минералов и других веществ в продукты питания
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент применяется с 1 июля 2007 г.
Вступает в силу на двадцатый день после публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Переводчики - Машкина Т.М., Пантелеева Д.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 404, 30.12.2006, стр. 26.