Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 марта 2013 г. N 03-08-05/6124
Вопрос: Общество является производителем хлебобулочных и кондитерских изделий. С целью продвижения на рынке производимой продукции в течение 2012 года Обществом были понесены существенные расходы на рекламу. В IV квартале 2012 года, выкупив 15% акций, в состав акционеров Общества вошла организация - резидент Федеративной Республики Германия.
Согласно п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 г. (далее - Соглашение) считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу.
В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ рекламные расходы подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом установленного норматива. Указанный норматив определяется в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налоговая база определяется по итогам налогового периода.
Согласно п. 3 ст. 318 НК РФ выручка от реализации для целей исчисления нормируемых расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Таким образом, объем нормируемых рекламных расходов, который налогоплательщик имеет право учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, может быть определен им исключительно на последнее число соответствующего налогового периода (31 декабря). При этом на 31 декабря 2012 года одним из акционеров Общества являлась организация - резидент Федеративной Республики Германия.
На основании изложенного просим ответить на следующий вопрос.
Вправе ли Общество, руководствуясь п. 3 Протокола к Соглашению, в полном объеме отнести на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций затраты на рекламу, понесенные им в течение всего 2012 года, при условии что на момент определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по итогам 2012 года (по состоянию на 31 декабря 2012 года) одним из акционеров Общества является организация - резидент Федеративной Республики Германия?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно вычета из налогооблагаемой прибыли российской организации расходов на рекламу с учетом норм Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) и сообщает следующее.
В соответствии с нормами пункта 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Протокол) считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу.
С учетом того, что на 31 декабря 2012 года одним из акционеров российской организации стал резидент Германии, следует отметить, что в рамках статьи 25 Соглашения компетентными органами государств было достигнуто обоюдное понимание того, что нормы пункта 3 Протокола к Соглашению применению не подлежат в случае, если отсутствует реальное экономическое основание для такого участия и когда такое участие в капитале осуществляется исключительно для получения преимуществ, предусмотренных в пункте 3 Протокола.
Таким образом, расходы на рекламу подлежат неограниченному вычету при условии, что на момент учета расходов на рекламу соблюдены требования пункта 3 Протокола касательно участия в капитале российской организации немецкого резидента и вычет расходов на рекламу не превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.
Однако, по мнению Департамента указанные положения не применяются, если налоговыми органами будет доказано, что участие в капитале российского общества осуществляется исключительно для получения преимуществ, предусмотренных пунктом 3 Протокола к Соглашению.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.