Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, во исполнение перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича по итогам совещания от 07.03.2013 по вопросу "О подготовке к прохождению паводка 2013 года" информирует.
По предварительному прогнозу Росгидромета об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны паводком, количество осадков, выпавших за декабрь и январь, существенно превысило средние показатели, в частности, в Нижегородской, Псковской, Тверской, Московской области, в ряде регионов Приморского края и др.
По прогнозу МЧС России ситуация с паводками в некоторых регионах потребует повышенного внимания. Весной возможно возникновение чрезвычайных ситуаций в Центральном, Северо-Западном регионах, в северных и центральных районах Приволжского региона. Особое внимание следует обратить на Волжско-Камский каскад ГЭС: водохранилища заполнены до краев - на 90-100%, и весной придется сбрасывать из них лишнюю воду.
В Южном и Северо-Кавказском регионах прогнозируются обильные паводки выше среднемноголетних значений.
Учитывая изложенное, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на то, что органы Роспотребнадзора участвуют в разработке планов противоэпидемических мероприятий на паводковый и послепаводковый периоды, в составлении списков населенных мест где возможно подтопление или затопление жилья.
В случае наступления чрезвычайной ситуации органы Роспотребнадзора участвуют в организации работ по надзору за питанием, водоснабжением, обеспечению в достаточном количестве дезсредств для обработки колодцев, выгребных ям на подтопленных территориях. Вопросы подготовки к паводку рассматриваются на паводковых комиссиях и разрабатываются мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Совместно с органами местного самоуправления проводятся мероприятия по контролю за готовностью работы водоочистных и канализационных сооружений в условиях паводка. На отдельных территориях проводятся мероприятия по контролю на объектах, расположенных в подтопляемой зоне, а также за соблюдением санитарного законодательства при складировании отходов производства и потребления, издаются распорядительные документы по санитарной очистке селитебной территории.
Вместе с тем, основными источниками загрязнения открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта. При этом, в целом, по Российской Федерации положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах остается неудовлетворительным из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений.
На основании анализа результатов контрольных мероприятий, проведенных на территориях во время паводка в 2012 году, выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм:
- в ряде регионов продолжает осуществляться сброс в открытые водоемы необеззараженных или частично обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод;
- нарушается технология водоподготовки и осуществляется сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
- не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормы при складировании отходов производства и потребления;
- имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления в зонах санитарной охраны водоемов.
С целью предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий паводка 2013 года и снижения угрозы здоровью населения, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации предлагаю:
1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за системами питьевого водоснабжения; организовать проверки санитарного состояния водопроводных и канализационных сооружений и сетей, обращая особое внимание на соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети; наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств.
2. Обеспечить взаимодействие с управлениями ветеринарии и управлениями Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации по вопросам профилактики болезней, общих для человека и животных, принять меры по благоустройству и обозначению скотомогильников, в первую очередь размещенных на подтопляемых территориях.
3. Совместно с управлениями здравоохранения в субъектах Российской Федерации провести анализ готовности лечебно-профилактических организаций к приему больных, наличию средств диагностики, лечения и профилактики, в том числе по созданию запаса вакцин по эпидемическим показаниям и препаратов экстренной профилактики (бактериофагов, иммуноглобулинов, химиопрепаратов).
4. Потребовать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, водоканалов:
4.1. Проработать вопрос о размещении людей в случае их эвакуации при затоплении населенных пунктов. В местах возможного размещения людей предусмотреть порядок подвоза питьевой воды и продуктов.
4.2. Активизировать работу по обеспечению готовности к паводку эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, канализации (в т.ч. ливневой, очистке дренажных отводящих траншей), полигонов бытовых отходов, скотомогильников, выгребных ям, надворных и общественных туалетов.
4.3. Активизировать работу административных комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий.
4.4. Взять под жесткий контроль обеспечение водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода реагентов в сутки.
4.5. Осуществлять контроль за соблюдением технологического режима обработки и обеззараживания питьевой воды.
4.6. Неукоснительно соблюдать технологию водоподготовки и водоочистки на очистных сооружениях.
4.7. Осуществлять производственный контроль в процессе водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации.
4.8. Обратить особое внимание на обеспечение сельского населения водой гарантированного качества, обеспечение обеззараживания воды децентрализованных систем водоснабжения, (каптажей, общественных колодцев), благоустройство территорий.
4.9. Обратить внимание на состояние иловых площадок, навозохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных отходов, скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, несанкционированных свалок (в том числе промышленных отходов), складов ядохимикатов и пестицидов, особенно расположенных в водоохранных зонах.
4.10. Обеспечить планирование запаса медицинского оборудования и лекарственных средств, в том числе препаратов, необходимых для экстренной профилактики населения по эпидемическим показаниям на случай возникновения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего паводка.
5. Главным врачам ФБУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации провести анализ готовности лабораторной базы к индикации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, а также оценить готовность нештатных формирований для оказания практической и методической помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
При выявлении в ходе проверок нарушений санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения в полной мере использовать полномочия, предоставленные Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также шире использовать меры административного принуждения к виновным в его нарушениях, вплоть до прекращения эксплуатации объектов.
О всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (паводковых, аварийных) срочно в установленном порядке сообщать в Роспотребнадзор (E-mail: Pochtareva@gsen.ru, факс (499) 973-27-34).
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 марта 2013 г. N 01/3150-13-32 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период паводка"
Текст письма официально опубликован не был