Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для проведения работ по реализации Федерального закона N 190-ФЗ от 11 июля 2011 года "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069 "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов" считает необходимым усилить надзор за деятельностью организаций по обращению с радиоактивными отходами (далее - РАО).
К образованию РАО может приводить деятельность организаций:
выпускающих продукцию с радаонуклидными источниками ионизирующего излучения (далее ИИИ);
медицинских (осуществляющих радионуклидную диагностику и лечение, эксплуатирующих медицинские ускорители, "нарабатывающих" радиофармпрепараты, онкологических диспансеров и центров);
научных, исследовательских, образовательных, работающих с радиоактивными веществами в открытом и закрытом виде;
имеющих ускорители протонов с энергией более 100 МэВ (с наведенной активностью изделий и деталей оборудования);
транспортирующих, реализующих (продающих), хранящих радионуклидные ИИИ;
осуществляющих продление сроков хранения радионуклидных источников, их радиационному контролю, временному хранению и захоронению.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации к РАО отнесены и промышленные отходы, в которых эффективная удельная активность природных радионуклидов превышает 10 Бк/г, поэтому РАО могут образовываться в организациях, не работающих с радиоактивными веществами (фильтры на станциях водоподготовки, отходы нефтедобывающих оргавизаций, отходы огнеупорной и абразивной промышленности и др.).
Для организации надзора за обращением с РАО, в соответствии с требованиями указанных документов, необходимо:'
- провести работу по установлению перечня и количества организаций на территории субъекта Российской Федерации в процессе деятельности которых образуются РАО, относящиеся, к различным категориям (в соответствии с критериями таблицы (прилагается));
- определить количество организаций, имеющих лицензию Ростехнадзора на деятельность с РАО;
- определить количество и перечень организаций, имеющих временные хранилища, в том числе для жидких и твердых РАО, с установлением максимальной разрешенной активности для временного хранения (с учетом лицензий Ростехнадзора);
- проанализировать (по заказ-заявкам на 2011-2013 годы) объемы радиоактивньгх веществ получаемых организациями (с учетом изотопного состава и суммарной активности по каждому радионуклиду);
- установить соответствие активностей, поступивших радиоактивных веществ (РВ) и утилизированных (списанных, захороненных) РАО;
- представить информацию о наличии на территории субъекта Российской Федерации организаций, обеспечивающих длительное хранение, захоронение РАО, в том числе жидких/твердых (в случае отсутствия таких организаций установить, куда направляются РАО от организаций);
установить организации, осуществляющие временное хранение короткоживущих РАО до их распада, в которых возможен слив жидких РАО в общегородскую канализацию;
- определить организации, при деятельности которых образуются РАО, содержащие природные радионуклиды и обеспечить надлежащий надзор за обращением с этим видом РАО.
Для захоронения всех категорий РАО невозможно использование полигонов для твердых бытовых и промьппленных отходов. Для предотвращения попадания на них РАО, на полигонах должен проводиться радиационный контроль, поступающих отходов в соответствии с СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (п.п. 2.5. и 6.9.).
Для проведения работы по анализу обращения с РАО на территориях следует использовать данные радиационно-гигиенических паспортов организаций, заказ-заявки, лицензии, выданные Ростехнадзором на деятельность с РВ и РАО. При необходимости, следует установить связь с региональными центрами по контролю и учету РВ и РАО и Ростехнадзором.
Необходимо принять меры по мониторированию РВ и РАО в организациях использующих радионуклидные источники ионизирующего излучения, усилить надзор за данным видом деятельности. В том числе следует обратить
РИП), освобожденные от радиационного контроля и учета (хроматографы, пожарные дымоизвещатели и т.п.). Содержащиеся в РИП всех групп раддонуклидные источники после окончания срока их использования должны сдаваться на захоронение в специализированные организации (п. 5.12 СанПиН 2.6.1.1015-01 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации радиоизотопных приборов").
По-видимому в тексте предыдущих абзацах пропущена часть текста
О результатах работы информируйте Роспотребнадзор до 01.11.2013, в том числе в форме таблицы (Приложение).
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ от 18 марта 2013 г. N 01/2850-13-32 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 N 1069"
Текст письма официально опубликован не был