Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, возникающим при реализации Росреестром полномочий по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. По вопросу о количестве медиаторов-работников организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации на профессиональной и на непрофессиональной основах, и о необходимости подтверждения организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, соответствия своих работников - медиаторов требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ).
Отношения, связанные с применением альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), регулируются Законом N 193-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 193-ФЗ организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (далее - Организация), - это юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Законом N 193-ФЗ действий.
В свою очередь следует отметить, что Закон N 193-ФЗ не устанавливает требований в отношении работников Организаций, в том числе не содержит требования о наличии в штате Организации медиаторов.
Кроме того, Законом N 193-ФЗ не предусмотрена обязанность подтверждения Организациями соответствия своих работников - медиаторов требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.
2. По вопросу каким документом подтверждаются трудовые отношения медиатора, осуществляющего деятельность на профессиональной основе и (или) на непрофессиональной основе, с Организацией.
Общие требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона N 193-ФЗ.
Так, согласно части 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 Закона N 193-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Закона N 193-ФЗ осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, по мнению Департамента, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным статьей 15 Закона N 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.
В свою очередь, статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъявляет работодателю, в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Таким образом, с учетом анализа норм Закона N 193-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению Департамента, при заключении трудового договора с Организацией-работодателем, медиатор, осуществляющий деятельность на непрофессиональной основе, должен представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям статьи 15 Закона N 193-ФЗ, а медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, должен представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям статьи 15 и 16 Закона N 193-ФЗ.
Дополнительно считаем необходимым обратить внимание, что Законом N 193-ФЗ не предусмотрена обязанность Организации подтверждать трудовые отношения с медиаторами.
3. По вопросу минимального количества медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и минимального количества юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в некоммерческой организации с целью получения такой некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации (далее - СРО) медиаторов.
Требования для включения некоммерческой организации в государственный реестр СРО медиаторов установлены статьей 18 Закона N 193-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ организация включается в государственный реестр СРО медиаторов при условии объединения в составе СРО медиаторов в качестве ее членов не менее ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не мене двадцати Организаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 части 4 статьи 18
4. По вопросу возможности физического лица одновременно осуществлять деятельность на профессиональной основе и являться работником (руководителем) Организации.
Требования к созданию и деятельности Организаций, а также к органам управления таких организаций Закон N 193-ФЗ не содержит.
В свою очередь, порядок создания, деятельности и формирования органов управления юридических лиц регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами (в зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица).
Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Таким образом, поскольку Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок формирования органов управления Организаций, по мнению Департамента, вопрос о возможности физического лица одновременно осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе и являться работником (руководителем) Организации должен решаться в соответствии с нормами специального закона (в зависимости от организационно-правовой формы такой организации), а также в соответствии с учредительными документами Организации.
5. По вопросу может ли работник Организации, который согласно Закону N 153-ФЗ является профессиональным медиатором, являться членом СРО медиаторов, в которой в качестве члена уже состоит указанная Организация-работодатель.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "193-ФЗ"
В соответствии с Законом N 193-ФЗ субъектами в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре) медиации являются как физические лица - медиаторы, так и юридические лица - организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Согласно статье 18 Закона N 193-ФЗ членство в СРО медиаторов является добровольным.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 193-ФЗ установлено, что одной из основных функций СРО медиаторов является разработка и установление условий членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и Организаций в СРО медиаторов.
Таким образом, поскольку требования в отношении работников Организаций Законом N 193-ФЗ не установлены, вопрос о членстве медиатора, состоящего в трудовых отношениях с Организацией, являющейся членом СРО медиаторов, в этой же СРО медиаторов, по мнению Департамента, должен решаться на основании условий членства, разработанных такой СРО медиаторов.
Врио директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 августа 2011 г. N Д06-3852 "О саморегулировании в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре) медиации"
Текст письма официально опубликован не был