В Минэкономразвития России памятная записка, содержащая вопросы о применении Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" (далее - Указ N 26) рассмотрена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом N 26 (далее - Перечень).
По изложенным в памятной записке вопросам полагаем возможным отметить следующее.
1. По вопросу исчисления срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Перечня, предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях (далее - земельные участки), в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускалось.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Представляется, что для случаев приобретения иностранными лицами земельных участков до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, или по основаниям, не связанным с предоставлением, в период между вступлением в силу Закона N 137-ФЗ и вступлением в силу Указа N 26, срок, предусмотренный статьей 238 Гражданского кодекса, должен исчисляться с момента вступления в силу Указа N 26, то есть с момента признания земельных участков в силу закона имуществом, которое не может принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
2. По вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса и Указ N 26 не содержат указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.
3. По вопросу приобретения иностранным лицом отчужденных земельных участков на праве аренды полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Земельного кодекса иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом.
Земельным кодексом запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.
Необходимо также отметить, что на основании пункта 5 статьи 35 Земельного кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном указанной статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 Земельного кодекса.
4. Относительно приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса юридические лица являются субъектами земельных правоотношений.
Земельным кодексом, а также Указом N 26 не установлено ограничений для приобретения прав на Земельные участки юридическим лицом, учрежденным на территории Российской Федерации иностранным лицом.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
5. По вопросу нахождения земельного участка, расположенного на указанной в Перечне территории, в общей собственности финского и российского граждан.
С учетом положений пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса и пункта 1 статьи 238 Гражданского кодекса нахождение указанного земельного участка в собственности иностранного гражданина не допускается, и такой участок подлежит отчуждению.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 246 и пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
При этом участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса, согласно которым при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.
Наряду с изложенным следует отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации, в связи с чем изложенная позиция не является обязательной для правоприменителя.
Директор Правового департамента |
П.М. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 октября 2011 г. N Д02-7833 "О применении Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"
Текст письма официально опубликован не был