Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения земельного законодательства и определения правомерности действий органов местного самоуправления и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N 437, Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. При этом Минэкономразвития России не наделено контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению земельными участками. Также функции по осуществлению официального толкования и разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития России не закреплены, в связи с чем изложенная позиция Департамента не является обязательной для правоприменителя и носит исключительно рекомендательный характер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "5 июня 2008 г."
Вопросы перевода земель или земельных участков из одной категории в другую и установления вида разрешенного использования земельных участков регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Категория земель, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается, в том числе, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, и иных документах в случаях, установленных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1, статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), в данном случае Правительством Московской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы следующие документы:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Положения статьи 10 Закона N 172-ФЗ определяют особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Одним из основных условий перевода является наличие положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Таким образом, изменение категории земель особо охраняемых территорий и объектов возможно только после предоставления заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Таким образом, если на земельном участке расположены здания рекреационного назначения, земельные участки под ними должны входить в состав земель рекреационного назначения.
Учитывая изложенное, сообщаем, что надзор за исполнением действующего законодательства Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" защиту нарушенных прав осуществляют суд либо уполномоченные органы прокуратуры.
В случае, если гражданин считает, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены его права и свободы, то он вправе обратиться непосредственно в суд (статья 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что копия обращения направлена в МВД России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 октября 2011 г. N Д23-4272 "О правомерности изменения категории земель"
Текст письма официально опубликован не был