Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение, по вопросу применения Правил определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Правила), и сообщает.
Пунктом 5 Правил определены земельные участки, которые предоставлены (заняты) для размещения отдельных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и для которых арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утверждаемыми Минэкономразвития России.
В целях подготовки и издания соответствующих ведомственных нормативных актов издан Приказ Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 84 "О создании Межведомственной рабочей группы по разработке приказов Минэкономразвития России, утверждающих ставки арендной платы либо методические указания по ее расчету, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и которые предоставлены (заняты) для размещения отдельных объектов". В рамках названной Межведомственной рабочей группы в настоящее время осуществляется разработка соответствующих нормативных актов.
Пунктом 6 Правил определено, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Кроме того, необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 697 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в частности в пункт 8 Правил, в соответствии с которым арендная плата за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ежегодно изменяется не на размер коэффициента-дефлятора, а на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 Правил, не применяется (абзац 2 пункта 10 Правил).
Таким образом, если с учетом требований договора аренды и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 стороны договора аренды ежегодно подготавливают отчет о рыночной стоимости земельного участка, то применение коэффициента-дефлятора (размера уровня инфляции) не требуется. Указанный вывод следует из положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".
При этом, в силу статьи 6 Закона N 135-ФЗ физические лица и юридические лица на ряду с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями обладают правом на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки, на основаниях и условиях, предусмотренных Законом N 135-ФЗ.
Контроль за деятельностью оценщиков при осуществлении ими оценочной деятельности, в том числе в части соблюдения ими Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, осуществляет саморегулируемая организация оценщиков (далее - СРО оценщиков), членом которой является оценщик.
Так, основанием для проведения СРО оценщиков внеплановой проверки согласно статье 24.3. Закона N 135-ФЗ может являться направленная в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
Дополнительно отмечаем, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор в соответствии со статьей 13 Закона N 135-ФЗ подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 октября 2011 г. N Д23-4273 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был