Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с многочисленными запросами кредитных организаций - членов АРБ, выражающих серьезную обеспокоенность сроками принятия Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 613394-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Законопроект).
Законопроектом предлагается изложить абзац двенадцатый статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) в новой редакции, согласно которой в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается заключение договоров финансирования под уступку денежного требования, финансовым агентом по которым является кредитная организация.
Законопроект носит технический характер и направлен на предотвращение практики двойного толкования пункта 1 статьи 26 Федерального закона. Действующей редакцией установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными.
Действующая редакция не конкретизирует, в отношении какого предмета введен запрет на заключение договоров об уступке. Согласно Главе 24 "Перемена лиц в обязательстве" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве предмета уступки для целей Федерального закона может рассматриваться как право требования в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, так и право денежного требования, вытекающего из производства и оборота указанной продукции. Однако согласно Главе 43 ГК РФ "Финансирование под уступку денежного требования" в качестве предмета уступки может выступать только право денежного требования, прав требования в отношении продукции не возникает.
Результатом применения пункта 1 статьи 26 Федерального закона стало его толкование, направленное на запрет заключения договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга). При этом данное толкование исходило исключительно от хозяйствующих субъектов, выступающих должниками по договорам факторинга - в качестве обоснования отказа от оплаты уступленных денежных требований.
Законопроект был внесен депутатом В.Ф. Звагельским 13 октября 2011 года, получил положительное заключение Правительства Российской Федерации и был принят в первом чтении 27 апреля 2012 года (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации N 317-6 ГД). Однако дальнейшее прохождение Законопроекта, носящего технический характер (что подразумевает срочность устранения правовой коллизии), было остановлено без объяснения причин.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление ГД ФС РФ от 27 апреля 2012 г. N 316-6 ГД
Пользуясь сложившейся неопределенностью, а также нормой статьи 825 ГК РФ, позволяющей заключать договоры факторинга в качестве финансового агента любым коммерческим организациям, хозяйствующие субъекты, не являющиеся специализированными факторинговыми компаниями или кредитными организациями, обратились в арбитражные суды, которые фактически оспорили применимость норм действующей редакции пункта 1 статьи 26 Федерального закона к договорам факторинга (например, Постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2012 года по делу N А41-1749/11, Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 года по делу N А40-20743/12).
Следует отметить, что использование факторинга в любом секторе экономики подразумевает полный контроль над торговыми операциями контрагентов по договорам поставки со стороны кредитный организации - Фактора, предусматривает оплату поставок только по безналичному расчету через специальный факторинговый счет, сопровождается проверкой движения и источников денежных средств на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Существование правовой коллизии в алкогольном секторе привело не только к нарушению конкуренции на рынке факторинга, но и негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий сектора.
По данным отраслевой ассоциации факторинга, финансово-экономические последствия выразились в снижении оборотных средств предприятий алкогольного сектора на 14 млрд. рублей только в период с июля по декабрь 2011 года. В условиях высокой кредитной нагрузки и обременения залоговой базы предприятий сектора, столь масштабный дефицит финансовых ресурсов уже привел к росту остановок предприятий, снижению числа налогоплательщиков и плательщиков акцизов в секторе, сдачи ими лицензий с последующими увольнениями трудовых коллективов - с одной стороны, и к использованию предприятиями непрозрачных и неконтролируемых источников пополнения оборотных средств - с другой.
Так, в 2012 году кредитные организации и специализированные факторинговые компании, соблюдающие требования законодательства, сообщили о финансировании алкогольного сектора на сумму около 30 млрд. рублей по договорам факторинга, заключенным до вступления в силу поправок в статью 26 Федерального закона (введены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе").
По экспертным оценкам, доля теневого сектора на рынке алкогольной продукции в России колеблется от 25 до 50 процентов, несмотря на предпринимаемые государством усилия по его декриминализации и выводу из тени. Таким образом, сохранение правовой коллизии в части факторинга в Федеральном законе только в 2012 году привело к выводу из-под государственного контроля операций на сумму свыше 10 млрд. рублей.
По мнению Ассоциации российских банков, подкрепленному позициями Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации, Законопроект нуждается в скорейшем принятии, что позволит добросовестным хозяйствующим субъектам алкогольного рынка заключать договоры факторинга с кредитными организациями, будет способствовать усилению государственного регулирования и контроля, повышению прозрачности и обеспечению сбалансированного развития алкогольного сектора.
Учитывая изложенное, прошу Вас, уважаемый Сергей Евгеньевич, обратить внимание на сложившуюся ситуацию и рассмотреть вопрос о возможном ускорении рассмотрения и принятия Законопроекта до завершения текущей сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 апреля 2013 г. N А-01/5-234 "О проекте федерального закона N 613394-5"
Текст письма официально опубликован не был