Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савостьянова Н.М. о признании неправомочным состава Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области и об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области по апелляционной жалобе Савостьянова Н.М. на решение Московского областного суда от 19 декабря 2012 г., которым его заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Савостьянова Н.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области и Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области Телишевского М.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Житель Наро-Фоминского района Московской области Савостьянов Н.М. обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил признать неправомочным состав Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области, определенный в решении названного Совета от 29 июня 2012 г. N 562/40 "О составе Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области" и определить порядок назначения выборов депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - Совет), в частности: определить избирательную комиссию, уполномоченную назначить выборы депутатов Совета и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; возложить обязанность на Избирательную комиссию Московской области сформировать муниципальную избирательную комиссию Наро-Фоминского муниципального района для проведения выборов депутатов Совета, определить лицо (орган местного самоуправления), на которое возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов депутатов Совета.
В обоснование заявленных требований Савостьянов Н.М. указал, что решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 561/40 были прекращены полномочия более 1/3 (15 из 43) депутатов названного Совета, делегированных в данный орган от поселений, чьи территории не входят в настоящее время в границы территории района. Оставшаяся часть депутатов решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 562/40 была провозглашена новым составом Совета. Заявитель полагает, что вследствие сложения полномочий более 1/3 депутатов Совета, Совет остался в неправомочном составе в силу положений статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, Савостьянов Н.М. полагает, что произошло преобразование района, что также влечет неправомочность состава Совета и новый состав Совета должен быть сформирован на муниципальных выборах, а не посредством делегирования представителей органов местного самоуправления поселений.
Решением Московского областного суда от 19 декабря 2012 г. заявление Савостьянова Н.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Савостьянов Н.М. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.
Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В силу части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Пунктами 2 и 3 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 установлено, что полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий или в случае преобразования муниципального образования.
Согласно Уставу Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - Устав (в редакции решения Совета от 18 ноября 2011 г.) формирование Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, на основании решений о формировании Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района путем делегирования представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района, принятых не менее чем двумя третями представительных органов поселений, входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района, в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы (пункт 1 статьи 25 Устава).
Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района состоит из глав городских и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских и сельских поселений, избранных Советами депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства - по два депутата от каждого Совета депутатов поселения (пункт 2 статьи 25 Устава).
Численность депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района не может быть менее 15 человек и определяется путем умножения количества поселений, образованных в составе Наро-Фоминского муниципального района на количество представителей в Совете депутатов Наро-Фоминского муниципального района от каждого поселения, установленное в пункте 2 статьи 25 Устава (пункт 3 статьи 25 Устава).
Ранее, пунктом 3 статьи 25 Устава (в редакции решения Совета от 17 декабря 2010 г. N 246/18) численность депутатов Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района была установлена в количестве 43 человек.
Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания (в составе) не менее двух третей от установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Устава численности депутатов (пункт 4 статьи 25 Устава).
Как следует из материалов дела, Соглашением "Об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью", заключенным 29 ноября 2011 г., а также Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. пять муниципальных образований (два городских поселения и три сельских), входящих в состав Наро-Фоминского муниципального района Московской области включены в состав субъекта Российской Федерации - г. Москвы.
В связи с указанными обстоятельствами и с учетом заявлений депутатов Совета, делегированных в состав данного Совета от поселений, включенных в состав г. Москвы, решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 561/40 полномочия указанных депутатов в количестве 15 человек прекращены.
Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 562/40 утвержден состав Совета в количестве 27 человек, что соответствует пункту 3 статьи 25 Устава.
Установив, что Совет исполняет свои полномочия в правомочном составе, суд правомерно пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что Совет действует в правомочном составе, принимая во внимание, что Уставом Наро-Фоминского муниципального района не предусмотрено формирование состава Совета посредством проведения муниципальных выборов, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для определения порядка назначения выборов депутатов Совета.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
При рассмотрении дела в апелляционной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, не установила оснований для отмены решения Московского областного суда от 19 декабря 2012 г., которым Савостьянову Н.М. обоснованно отказано в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 19 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Савостьянова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N 4-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был