Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" Косарева И.Л. (доверенность от 30.10.2012 N 138), ООО "Дорожная Строительная Компания" Нахалова А.Л. (доверенность от 18.12.2012 N 111), Рассохина П.Н. (доверенность от 18.12.2012 N 112),
рассмотрев жалобу ООО "Дорожная Строительная Компания" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство обхода Фатеж на участке км 475 - км 484 автомобильной дороги М-2 "Крым" - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород до границы с Украиной в Курской области (номер извещения 0354100008413000032) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившем Конкурсную документацию, не соответствующую положениям Закона о размещении заказов, а именно:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе проекта производства работ, предусматривающего указание конкретных данных, в том числе о материалах и товарах, предполагаемых к использованию при выполнении работ, а также в состав которого включено требование о предоставлении сведений, противоречащих положениям Закона о размещении заказов.
2. Заказчиком в Конкурсной документации при описании характеристик некоторых товаров, предлагаемых для выполнения работ, указаны неоднозначные требования.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при утверждении Конкурсной документации Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 08.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 974 080 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе (время местное) - 09.04.2013 10:10;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 29.04.2013;
5) дата подведения итогов Конкурса - 08.05.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с пунктами 3.1 - 3.11 раздела 3 Конкурсной документации для предоставления Заказчику возможности оценки заявок участников размещения заказа по критерию "Качество работ и квалификация участника размещения заказа" участник размещения заказа обязан разработать проект производства работ в следующем составе: "календарный план выполнения работ", "план площадки для производства работ и схема движения транспорта", "план материального обеспечения работ", "план обеспечения работ машинами и механизмами", "план обеспечения работ трудовыми ресурсами", "технологические карты", "решение по производству геодезических работ", "решение по технике безопасности и безопасности дорожного движения", "решение по организации труда", "решение об обеспечении качества работ", "календарный план освоения денежных средств и необходимого финансирования".
Кроме того, согласно пункту 3.3 Конкурсной документации план материального обеспечения работ, который входит в состав проекта производства работ должен содержать, в том числе: "конкретные показатели Товаров предлагаемых участником размещения заказа к применению при выполнении работ по предмету настоящего заказа, соответствующие требованиям Заказчика, которые изложены в Таблице N 1 Приложения N 6 "Техническое задание" к Приложению N 1".
В соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Заказчиком в пункте 19 Конкурсной документации установлены критерии заявок на участие в Конкурсе, в том числе критерий "качество работ и квалификация участника настоящего Конкурса" со значимостью равной 20 %.
При этом согласно пункту 20.14 Конкурсной документации указанный критерий включает в себя показатели, составляющие проект производства работ, а именно: "календарный план выполнения работ", "план площадки для производства работ и схема движения транспорта", "план материального обеспечения работ", "план обеспечения работ машинами и механизмами", "план обеспечения работ трудовыми ресурсами", "технологические карты", "решение по производству геодезических работ", "решение по технике безопасности и безопасности дорожного движения", "решение по организации труда", "решение об обеспечении качества работ", "календарный план освоения денежных средств и необходимого финансирования", а также показатель "опыт работы".
Таким образом, представление в составе заявки проекта производства работ с наличием вышеуказанных показателей критерия "качество работ и квалификация участника настоящего Конкурса", включающих, в том числе, характеристики материалов и товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, а также показателя "опыт работы" указанного критерия осуществляется участником Конкурса с целью подтверждения квалификации, не является обязательным требованием к участникам размещения заказа и не нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. Непредставление в составе заявки проекта производства работ не является основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Заказчик установил дополнительные требования к составу заявки на участие в Конкурсе, является несостоятельным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В таблице 1 приложения 6 к приложению 1 к Конкурсной документации указаны характеристики товаров и материалов, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
Вместе с тем, в указанной таблице по ряду показателей отсутствуют единицы измерения, например: "сетка С5 5250x26x2100", "Массовая доля углерода 0,14-0,22", "Массовая доля марганца 0,40-0,65", "детонационная стойкость: октановое число по моторному методу, не менее 95, сортность на богатой смеси, не менее 130".
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов в Конкурсной документации не установлены требования к техническим характеристикам товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Вместе с тем, пунктом 2.2.3.2 Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией, объем допусков по которому участник размещения заказа по предмету настоящего Конкурса определяет самостоятельно на основании Приложения N 10 "Ведомость объемов и стоимости работ" к Приложению N 1 и "Перечня видов работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624 в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о наличии у участников размещения заказов свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Вместе с тем, пунктом 1.2 приложения 2 к Конкурсной документации установлено, что конкурсное предложение участника Конкурса должно содержать, в том числе: стоимость работ и условия финансирования по годам выполнения работ, что является излишним требованием к содержанию заявки на участие в Конкурсе, нарушает часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Дорожная Строительная Компания" обоснованной в части неустановления требований к техническим характеристикам товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 2 статьи 22, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 05.04.2013 N К-455/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядку
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
Ю.А. Черкасова |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2013 г. N К-455/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 10 апреля 2013 г. N ГЗ/00885)
Текст решения официально опубликован не был