II. Описание уровней квалификации
Уровень
|
Показатели уровней квалификации
|
Основные пути достижения уровня квалификации
|
Полномочия и ответственность
|
Характер умений
|
Характер знаний
|
1 уровень
|
Деятельность под руководством
Индивидуальная ответственность
|
Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)
|
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний
|
Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт
|
2 уровень
|
Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий
Индивидуальная ответственность
|
Выполнение стандартных заданий
Выбор способа действия по инструкции
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
|
Применение специальных знаний
|
Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)
Практический опыт
|
3 уровень
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач
Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи
Индивидуальная ответственность
|
Решение типовых практических задач
Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
|
Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение
специальных
знаний
|
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)
Практический опыт
|
4 уровень
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
|
Решение различных типов практических задач
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
|
Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач
Применение специальных знаний
Самостоятельная работа с информацией
|
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Практический опыт
|
5 уровень
|
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
|
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
|
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
6 уровень
|
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
|
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
|
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
|
Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
7 уровень
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
|
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных
Разработка новых методов, технологий
|
Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
|
Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
8 уровень
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты
деятельности крупных организаций и (или) отрасли
|
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
|
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности
|
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки
Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета
Дополнительные профессиональные программы Практический опыт
|
9 уровень
|
Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами
Значительный вклад в определенную область деятельности
Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях
|
Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов
|
Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
|
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|