Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Почекутова К.В.,
при участии представителей Министерства экономического развития Российской Федерации Арчакова М.С., ООО "Гелиос ИТ" Сальковой Е.А., Кочина В.Ф.,
рассмотрев жалобу ООО "Гелиос ИТ" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение работ по подготовке и аттестации информационных систем персональных данных Минэкономразвития России (номер извещения 0173100008613000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не указавшего в Конкурсной документации сведений, необходимых для формирования предложений по исполнению государственного контракта, а именно сведений о количестве автоматизированных рабочих мест, подсистем системы защиты персональных данных Заказчика, межсетевых экранов Cisco PIX 525, модулей предотвращения вторжений Cisco 600M IDSM-2., об объемах оборудования и программного обеспечения, требуемого к поставке в рамках исполнения государственного контракта, а также сведений о наличии у Заказчика сертификатов ФСТЭК на программные и аппаратные средства и сроках истечения таких сертификатов.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 190 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущено 5 участников размещения заказа;
5) дата подведения итогов Конкурса - 08.04.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно Конкурсной документации предметом размещаемого заказа является выполнение работ по подготовке и аттестации информационных систем персональных данных Заказчика. В соответствии с частью 1 раздела V "Техническая часть" Конкурной документации, система защиты персональных данных Заказчика (далее - СЗПДн) представляет собой комплекс технических и организационно-технических мер, направленных на защиту персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных Заказчика (далее - ИСПДн). Согласно подпункту 3.2.4.1 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации пользователи ИСПДн осуществляют обработку персональных данных на автоматизированных рабочих местах (далее - АРМ), оснащенных комплексом программного обеспечения. В подпункте 3.2.4.3 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации представлены сведения о количестве АРМ ИСПДн. Однако указано, что "Количество АРМ может уточняться на этапе проектирования".
Частью 4 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации установлены требования к СЗПДн, в том числе пунктом 4.2.1 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации установлен перечень подсистем, наличие которых необходимо обеспечить в составе СЗПДн. Однако пунктом 4.2.2 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации установлено, что "В процессе выполнения проектных работ по созданию СЗПДн перечень подсистем может быть уточнен".
Следовательно, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к объему АРМ, а также подсистем СЗПДн.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 5 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации установлены состав и содержание работ по созданию и аттестации СЗПДн, в том числе представлен перечень стадий и этапов по доработке СЗПДн, из которого следует, что в рамках исполнения контракта, заключаемого по итогам проведения Конкурса, должна быть осуществлена поставка оборудования и программного обеспечения.
Однако Комиссия, заслушав пояснения представителей сторон, установила, что Конкурсная документация не содержит требований к объему поставляемого оборудования и программного обеспечения. При этом указано, что поставка такого оборудования и программного обеспечения должна быть осуществлена согласно спецификации, разработанной на этапе проектирования. Вместе с тем, проектирование и подготовка технорабочего проекта включено в состав работ, выполняемых исполнителем в рамках заключаемого по результатам проведения Конкурса контракта. Следовательно, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к объему поставляемого оборудования и программного обеспечения.
Кроме того, по мнению Заявителя, Конкурсной документацией не установлено точное количество межсетевых экранов Cisco PIX 525, модулей предоствращения вторжений Cisco 600M IDSM-2. Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что сведения об указанном оборудовании носят информационный характер и указаны в разделе сведений об информационной инфраструктуре объекта автоматизации. При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что указание на количество оборудования Cisco PIX 525, Cisco 600M IDSM-2 в заявке на участие в Конкурсе не требуется, поскольку указанное оборудование установлено у Заказчика.
Также Заявитель считает, что в Конкурсной документации не указаны сведения о наличии у Заказчика сертификатов ФСТЭК на программные и аппаратные средства, а также сроки истечения таких сертификатов в случае их наличия, что не позволяет Заявителю обоснованно сформировать свои предложения по исполнению государственного контракта. При этом Заявитель полагает, что в случае истечения сроков указанных сертификатов, участник размещения заказа, с которым будет заключен контракт по результатам проведения Конкурса, вынужден нести материальные затраты для продления сроков соответствующих сертификатов. Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Конкурсной документацией не предусмотрено продление сертификатов ФСТЭК исполнителем по государственному контракту, и следовательно, неуказание в Конкурсной документации сведений о наличии у Заказчика таких сертификатов и сроках истечения их действия не влияет, по мнению представителей Заказчика, на условия исполнения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, в том числе не установлено количество АРМ, подсистем СЗПДн, объемы оборудования и программного обеспечения, требуемого к поставке в рамках исполнения государственного контракта, что лишает участников размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов. При этом согласно части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 5 раздела V "Техническая часть" Конкурсной документации установлены состав и содержание работ по созданию и аттестации СЗПДн, в том числе представлен перечень стадий и этапов по доработке СЗПДн, из которого следует, что в рамках исполнения контракта, заключаемого по итогам проведения Конкурса, должна быть осуществлена поставка оборудования согласно спецификации, разработанной на этапе проектирования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень). Согласно Перечню "Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника" (код по ОКДП - 3000000) размещение заказа на поставку оборудования, относимого к электронно-вычислительной технике, должно осуществляться путем проведения аукциона.
Таким образом, Заказчик при размещении заказа на проведение работ по подготовке и аттестации информационных систем персональных данных Минэкономразвития России, в рамках которого предполагается поставка оборудования, путем проведения открытого конкурса, нарушил требования части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Согласно Информационной карте Конкурсной документации оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
1) цена контракта;
2) качество работ и квалификация участника конкурса;
3) срок предоставления гарантии качества работ.
При этом для оценки квалификации участника конкурса используется, в том числе показатель "Наличие опыта выполнения работ, относящихся к предмету конкурса и сопоставимых по объему за последние 5 лет".
Согласно информационной карте Конкурсной документации оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками Конкурса. При этом оценки выставляются следующим образом: "1 реализованный проект - 1 балл, но не более 30 баллов в сумме по данному показателю. При оценке по данному показателю анализируется информация участника конкурса об опыте выполнения работ, относящихся к предмету конкурса за последние 5 лет. При отсутствии информации по данному показателю присваивается ноль баллов. Опыт участника конкурса учитывается в случае, если он подтвержден копиями контрактов (гражданско-правовых договоров), с приложением актов приемки выполненных работ".
При этом для показателя "Наличие опыта выполнения работ, относящихся к предмету конкурса и сопоставимых по объему за последние 5 лет" критерия оценки заявок "Качество работ и квалификация участников конкурса" не установлен порядок отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа, а также критерии сопоставимости объему размещаемого заказа. Также положениями порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, не установлена единица измерения указанного объема.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие опыта выполнения работ, относящихся к предмету конкурса и сопоставимых по объему за последние 5 лет" критерия оценки заявок "Качество работ и квалификация участников конкурса" нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Гелиос ИТ" обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации объемов выполняемых работ, а также объемов оборудования и программного обеспечения, требуемого к поставке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 10, части 2 статьи 22, пункта 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 08.04.2013 N К-463/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
Е.В. Никитина |
|
К.B. Почекутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2013 г. N К-463/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 11 апреля 2013 г. N ГЗ/00892)
Текст решения официально опубликован не был