Письмо Ассоциации российских банков от 24 апреля 2013 г. N А-01/5-251
Ассоциация российских банков (АРБ) обращается к Вам в связи с участившимися запросами налоговых органов в кредитные организации о предоставлении информации об остатках и движении средств на обезличенных металлических счетах клиентов - физических лиц.
Налоговые органы рассматривают положительный финансовый результат от продажи физическими лицами драгоценных металлов со своих обезличенных металлических счетов (далее - ОМС) в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, в качестве доходов от реализации "иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу", подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Проводимые налоговыми органами мероприятия по запросу данных от кредитных организаций и выставлению требований физическим лицам об уплате налога на доходы физических лиц от реализации обезличенных драгоценных металлов за прошедший трехлетний налоговый период, а также соответствующих штрафов и пеней, может затронуть подавляющее большинство физических лиц - владельцев ОМС.
Необходимо отметить, что услуга по реализации обезличенных драгоценных металлов физическим лицам с зачислением на ОМС разрабатывалась кредитными организациями при поддержке Центрального Банка Российской Федерации в качестве инвестиционного инструмента, позволяющего физическим лицам сохранять сбережения в условии нестабильности мировых финансовых рынков. Несмотря на проделанную работу по обеспечению привлекательности данного инструмента для физических лиц путем освобождения реализации обезличенных драгоценных металлов от налога на добавленную стоимость, понятие обезличенного драгоценного металла и ОМС не нашло до настоящего момента своего отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных законодательных актах, включая НК РФ. Именно с данным фактом АРБ связывает неопределенность в вопросах налогообложения операций с драгоценными металлами, в том числе невключение драгоценных металлов в подпункт 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ, исключающий из понятия реализации товаров, работ или услуг "осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики)", а также неопределенность самой сущности обезличенных драгоценных металлов и ОМС, при которой налоговые органы признают обезличенные драгоценные металлы и ОМС имуществом, что противоречит позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 20.12.2011 N 11-14-09/1873, в соответствии с которой "Договор обезличенного металлического счета не следует признавать договором о передаче имущества. Договор обезличенного металлического счета относится к договорам по оказанию финансовых услуг".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ "При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.". Полагаем, что существующая в настоящий момент ситуация неопределенности в части сущности обезличенных драгоценных металлов и ОМС, элементов налогообложения операций по ОМС не позволяют в соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ предъявлять требования к физическим лицам - владельцам ОМС об уплате налога на доходы физических лиц от реализации обезличенных драгоценных металлов за прошедший трехлетний налоговый период, а также соответствующих штрафов и пеней.
Предъявление налоговых претензий к физическим лицам - владельцам ОМС, на которых в настоящее время находятся драгоценные металлы совокупной стоимостью более 150 млрд рублей, негативно скажется на:
- ликвидности кредитных организаций, в связи с возможным отказом физических лиц от данного способа инвестирования по причине возникающих неопределенных налоговых последствий. При этом Центральный банк Российской Федерации рассматривает остатки на ОМС физических лиц в качестве пассивной базы для проведения операций предоставления ликвидности кредитным организациям под залог драгоценных металлов в соответствии с Положением Банка России от 30.11.2010 N 362-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом";
- проекте ОАО "Московская Биржа" по организации спот-торговли драгоценными металлами в целях создания соответствующего лучшим мировым стандартам рынка драгоценных металлов, обеспечивающего прозрачное ценообразование, а также открытый доступ широких слоев инвесторов к вложению средств в драгоценные металлы, являющиеся наиболее низкорискованными активами, по которым Российская Федерация занимает ведущие места в мировой добыче.
В связи с вышеизложенным Ассоциация российских банков просит Вас дать разъяснения по вопросам налогообложения операций физических лиц с драгоценными металлами по ОМС, исключающие возможность взимания налога на доходы физических лиц от реализации обезличенных драгоценных металлов за прошедший трехлетний налоговый период, а также соответствующих штрафов и пеней, до внесения вышеуказанных изменений в акты законодательства о налогах и сборах.
Ассоциация российских банков выражает надежду, что замечания и предложения банковского сообщества будут учтены Министерством финансов Российской Федерации, а также готовность принять участие в разработке нормативно-правовых актов.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 24 апреля 2013 г. N А-01/5-251
Текст письма официально опубликован не был