Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2013 г. N 485-О "По жалобе гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 3.5 и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась конституционность отдельных положений КоАП РФ. Они определяют максимальный размер штрафа для граждан за нарушения при публичных акциях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетах), а также устанавливают ответственность за организацию (проведение) подобного мероприятия без подачи уведомления.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.

КоАП РФ признает общественно опасным и в силу этого противоправным и наказуемым сам факт несоблюдения обязанности уведомить органы власти о публичном мероприятии. Для этого есть объективные основания. Они заключаются в том, что данное деяние создает угрозу нарушения прав и свобод граждан, поскольку затрудняет принятие органами власти адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан.

К нарушителям могут применяться следующие меры. Удаление с места проведения публичной акции, ее приостановление и прекращение. Применение таких мер наряду с привлечением к административной ответственности само по себе не может рассматриваться как несоразмерное вмешательство в реализацию права на свободу собраний и избыточное государственное принуждение. В отличие от мер административной ответственности, цель которых - предупредить новые правонарушения, данные меры направлены на пресечение противоправного поведения и восстановление общественного порядка.

Вопрос о наличии в действиях лица административного правонарушения связан, в частности, с установлением того, составляли ли они одно из тех публичных мероприятий, для проведения которых требуется предварительное уведомление. Выполняло ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, функции по организации или проведению публичной акции. Данный вопрос нужно разрешать на основе всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела. Суды должны избегать квалификации пикетирования, осуществляемого одним участником, в случае, когда заинтересовавшиеся проявляют к нему обычное внимание, в качестве коллективного публичного мероприятия.

Что касается соразмерности административных наказаний за нарушения при организации и проведении публичных мероприятий, то данный вопрос ранее уже был рассмотрен Конституционным Судом РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2013 г. N 485-О "По жалобе гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 3.5 и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 апреля 2013 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 6