Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С., членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей Казенного учреждения Орловской области "Орловский областной Государственный заказчик" Никитиной С.В., ООО "РТС-тендер" Зайцевой В.Н., ООО "СК Мастер" Енина С.А., Департамента экономики Орловской области Жданова А.Ю., Тарасова В.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СК Мастер" (далее - Заявитель) на действия ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Казенного учреждения Орловской области "Орловский областной Государственный заказчик" (далее - Заказчик), Департамента экономики Орловской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции здания бюджетного учреждения культуры Орловской области "Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева", г. Орел (номер извещения 0154200000713000252) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Оператора электронной площадки:
1. Оператор электронной площадки не принял от Заявителя запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Документация об Аукционе содержит требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа, а именно:
- документация об Аукционе содержит требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по отдельным видам работ, а также о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- документация об Аукционе содержит требование о выполнении работ, являющихся предметом Аукциона лично.
3. Требования к техническим характеристикам товаров (материалов) используемых при выполнении работ, установленные в документации об Аукционе противоречат ГОСТ 28013-89, ГОСТ 948-84.
Представители Оператора электронной площадки, Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 07.03.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 207 292 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 01.04.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об Аукционе размещается Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте при условии, что запрос поступил Заказчику, в Уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
На заседание Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил документы и сведения, согласно которым от участников размещения заказа Оператором электронной площадки успешно принято и направлено Заказчику, Уполномоченному органу 6 (шесть) запросов о разъяснении положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что Заявитель не смог подать запрос о разъяснении положений документации об Аукционе по причине возникновения технических неполадок на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки в нарушение Закона о размещении заказов не принял от Заявителя запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
При этом пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копию лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и входящим в предмет Аукциона, в соответствии с видами работ, указанными в Разделе III "Техническое задание" документации об Аукционе. В Разделе III "Техническое задание" документации об Аукционе установлены следующие виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 10. Монтаж металлических конструкций; 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов); 16. Устройство наружных сетей водопровода; 17. Устройство наружных сетей канализации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (вид работ 33.3. Жилищно-гражданское строительство)".
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требований об обязательном предоставлении свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
При этом пунктом 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что подрядчик выполняет работы по настоящему контракту лично. Указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
4. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В приложении к Разделу III "Техническое задание" документации об Аукционе - Спецификация технических характеристик товара (материала) используемого при выполнении работ, установлены следующие требования к техническим характеристикам товаров используемых при выполнении работ:
- пункт 8 устанавливает марку по прочности раствора цементно-песчаного не ниже М400;
- пункт 29 устанавливает расчетную нагрузку перемычки железобетонной 2ПБ 16-2 не менее 2,45 кН/м;
- пункт 30 устанавливает расчетную нагрузку перемычки железобетонной 2ПБ 13-1 не менее 1,47 кН/м.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены Заказчиком в соответствии с имеющейся у Заказчика рабочей документацией, разработанной на основании проектной документации прошедшей государственную экспертизу. При этом в документации об Аукционе Заказчиком не установлено требование о соответствии товаров (материалов) используемых при выполнении работ ГОСТ(ам) применяемым в Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что, требования к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установленные в документации об Аукционе, противоречат ГОСТ 28013-89, ГОСТ 948-84 не нашел своего подтверждения.
Указанные в пунктах 2, 3 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17 частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Мастер" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе дополнительных требований к участникам размещения заказа.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Оператору электронной площадки, Уполномоченному органу, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 28.03.2013 N К-409/13 соответствующему должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
Члены Комиссии: |
Ю.А. Черкасова |
|
И.А. Вершинина |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2013 г. N К-409/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2013 г. N ГЗ/00802)
Текст решения официально опубликован не был