Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. N 02-13-11/285
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение о погашении кредиторской задолженности учреждения здравоохранения по оплате штрафных санкций за несвоевременные платежи в бюджет, и сообщает.
В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерацию) и Федеральным законом N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2012 полномочия по организации оказания любого вида медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что в срок до 01.01.2013 здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу данного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации.
Отношения по безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой урегулированы Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Положениями абзаца тридцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федераций (далее - Гражданский кодекс) применяются в части, не противоречащей ее положениям.
В соответствии с положениями абзаца двадцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из одного уровня собственности в другой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "л" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Перечень документов N 374) установлено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации представляется, в том числе бухгалтерский баланс государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения - в случае их передачи как имущественных комплексов.
К имущественным комплексам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся помимо имущества, предназначенного для осуществления определенной деятельности, в том числе имущественные права, права требования, долги (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса).
При этом, материальные активы, входящие в имущественный комплекс, не могут передаваться отдельно от пассивов (в первую очередь, долгов), выступающих как своего рода обременение активов (имущества).
В соответствии с положениями абзаца двадцать пятого части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ передача имущества осуществляется на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом, включающим наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Кроме того, исходя из положений пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Указанные решения о передаче имущества из одного уровня собственности в другой являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац двадцать второй части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ). В этой связи согласно положениям пункта 5 Перечня документов N 374 в решениях о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
На основании изложенного, а также поскольку по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ безвозмездная передача муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предполагает согласованность действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, в случае их передачи как имущественные комплексы, в том числе принял права требования, долги муниципальных учреждений.
Таким образом, по мнению Департамента, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, принял и обязательства в отношении всех кредиторов и должников муниципального бюджетного учреждения, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.
Порядок исполнения судебных актов о взыскании средств бюджетных учреждений установлен частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Согласно статье 120 Гражданского кодекса бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 12 Федерального закона N 83-ФЗ в случае если обязательства по исполнительному документу должником по которому является бюджетное учреждение, возникли до 01.01.2011 года, то собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения, путем предоставления субсидии из соответствующего бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, по мнению Департамента, в случае, если неисполненное обязательство возникло у бюджетного учреждения после 01.01.2011 года, бюджетному учреждению по решению учредителя может быть предоставлена субсидия из соответствующего бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, если в соответствующем бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. N 02-13-11/285
Текст письма официально опубликован не был