Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Форматы реализации государственной социальной политики в сфере библиотечного дела Белгородской области
(извлечение)
Одной из ведущих целей социальной политики в регионе является повышение уровня доступности библиотечного обслуживания. В области наблюдается положительная тенденция по открытию новых общедоступных библиотек. За период 2011-2012 гг. открыто 3 муниципальные библиотеки. В 2011 году во вновь выстроенных ДК открыты 2 библиотеки в Губкинском городском округе: в селе Морозово с населением 749 чел. и в поселке Казацкая степь с количеством жителей 480. В 2012 году открыта 1 новая библиотека в Прохоровском районе в поселке Политотдельский с населением 359 человек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в целях обеспечения достойной оплаты труда работников учреждений культуры, оптимизации сети и численности государственных учреждений культуры, приказом заместителя начальника департамента кадровой политики области - начальником управления культуры области С.И. Курганским от 18.12.2012 N 410 утвержден "План мероприятий, направленный на поэтапное повышение заработной платы работников учреждений и образовательных учреждений культуры (дорожная карта)".
Согласно плану в целях ежегодного обеспечения поэтапного повышения уровня средней заработной платы работников государственных и муниципальных библиотек и доведения ее уровня до средней заработной платы в регионе в области ведется работа по оптимизации организационной структуры библиотечной сети региона, а также оптимизации штатов государственных (муниципальных) библиотек.
Уровень заработной платы работников муниципальных библиотек в регионе повышается за счет реорганизации неэффективных библиотечных структур в соответствии с социальными нормами и нормативами обеспеченности населения общедоступными универсальными библиотеками, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р. В 2011 году в Шебекинском районе произошло объединение двух из четырех муниципальных библиотек, расположенных на территории Новотаволжанского сельского поселения с общим количеством населения 5 тыс. человек. Новотаволжанская сельская библиотека вошла в состав Новотаволжанской модельной библиотеки - тем самым значительно большая часть населения получила возможность пользоваться услугами модельной, т.е. оснащенной современными технологиями, библиотеки. Сэкономленные средства позволили повысить заработную плату специалистам обновленной библиотеки.
Экономическая эффективность и стремление повысить качество работы учреждений культуры малых населенных пунктов лежит в основе оптимизации штата ЦБС, реализованной в Ракитянском районе. В населенных пунктах Чистополье и Псковское с населением каждого не более 200 человек, в которых дом культуры и библиотека расположены в одном здании, работник культуры совмещает должности заведующего ДК и 0,5 ставки библиотекаря. В результате увеличилась з/п работника культуры, библиотека и ДК работают по одному плану.
В Ракитянском районе на основе проведенного мониторинга соответствия нагрузки на 1 библиотекаря по числу читателей и посещений нормативным значениям (не менее 500 читателей и 4000 посещений) было принято решение о переводе специалистов 9 муниципальных библиотек, расположенных в населенных пунктах с населением 300-400 человек, на 0,75 ставки. Объем и время работы библиотекаря были сокращены пропорционально выполнению библиотекарем вышеперечисленных нормативов нагрузки. При определении нового графика работы этих библиотек был использован метод сплошного учета для определения периода времени наибольшего числа посещений библиотеки.
Уже не один год в Чернянском районе в 9 поселениях с населением не более 200 человек работают клубы-библиотеки. На основе договора между общедоступной библиотекой поселения и ДК в помещении сельского клуба открыт библиотечный пункт выдачи. Библиотека организует ежемесячное обновление фонда библиотечного пункта и в соответствии со сводным планом проводит совместные с клубом культурные мероприятия. На работника клуба возложены обязанности библиотекаря (с дополнительной оплатой) по ежедневной выдаче литературы местным жителям. Освободившиеся штатные единицы библиотекарей были распределены в другие библиотеки района. За счет части из них была повышена заработная плата библиотекарей.
В настоящее время в Шебекинском районе разрабатывается еще один вариант оптимизации структурной организации библиотек и, соответственно, их кадрового потенциала за счет перераспределения функций между библиотеками одного поселения. В поселении, где работает несколько муниципальных библиотек, на одну из библиотек возлагаются функции центральной библиотеки, ее специалисты организуют всю работу, связанную с административно-хозяйственной частью, организацией и управлением фондов, созданием СПА и т.д. всех библиотек поселения. Остальные библиотеки получают статус внестационарного структурного подразделения и осуществляют только процесс обслуживания. Соответственно этому происходит изменение должности библиотечного специалиста. Такая оптимизация также позволяет более эффективно использовать материально-технический потенциал библиотек поселения и повысить заработную плату части библиотекарей.
Кроме того, во всех муниципальных библиотеках, по рекомендации Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, проводится анализ соответствия реальной нагрузки на каждого библиотекаря по числу читателей и посещений действующим нормам. В случаях невыполнения или значительного перевыполнения норм загруженности происходит соответствующее перераспределение штатных единиц между библиотеками. С целью объективной оплаты труда работникам библиотек устанавливаются новые размеры стимулирующих коэффициентов.
По итогам 2012 года услуги библиотек среди населения остаются стабильно востребованными. В отчетном году библиотечным обслуживанием было охвачено 660,8 тысяч человек, или 43,1% от общего числа жителей области. Этот показатель остается на одном уровне на протяжении двух лет. В среднем в зоне обслуживания каждой библиотеки находится от 900 до 1 500 жителей. На общем фоне выделяются городские округа, где на одну библиотеку приходится от 6 до 16,6 тысяч человек. Эти цифры, прежде всего, говорят о нехватке стационарных библиотек. Поэтому и процент охвата библиотечным обслуживанием в городских округах остается ниже установленного минимального норматива - 40%. Однако если в городе Губкине этот показатель почти достиг нормы - 36,7%, а в Старооскольском городском округе он все же стремится к нормативу - 29,2%, то в городе Белгороде его значение - всего 17,1%.
Поэтому в городе Белгороде пересматривается концепция библиотечного развития в части обеспечения населения библиотечными услугами. Активно развивается внестационарное и мобильное библиотечное обслуживание, особенно в новых, так называемых, спальных микрорайонах. В качестве примера: в 2013 году заключен Договор между БГУК "Белгородская государственная универсальная научная библиотека" и ЦБС г. Белгорода об обслуживании новостроек, не имеющих городских библиотечных филиалов, структурным подразделением областной библиотеки-КИБО (библиобус).
В целях реализации постановления правительства Белгородской области от 30 мая 2011 г. N 200-пп "Об увеличении фонда оплаты труда работников областных и муниципальных учреждений, органов государственной власти, государственных органов области и иных учреждений, финансируемых за счет областного и местных бюджетов" заместитель губернатора области - начальник департамента кадровой политики области В. Сергачев в информационном письме рекомендовал повысить заработную плату всем категориям работников бюджетной сферы.
С учетом данных рекомендаций в библиотеках был проведен мониторинг соответствия убираемых площадей действующим нормам по уборке помещений. В итоге в части муниципальных библиотек были сокращены по 0,5 ставки уборщиц. Обязанности по уборке помещений, занимаемых библиотеками, были возложены на уборщиц, являющихся штатными единицами клубных учреждений (если библиотека расположена в здании ДК) или на самих библиотекарей с установлением доплаты. В государственных библиотеках на основании проведенного мониторинга численность уборщиц была также сокращена. В результате заработная плата обслуживающего персонала в общедоступных библиотеках области была увеличена до 8 046 рублей в месяц, начиная с 1 июня 2011 года.
В заключение следует отметить, что все мероприятия, реализуемые в Белгородской области в рамках государственной социальной политики, не только улучшают материальное положение работников общедоступных библиотек, но, одновременно, служат основой повышения престижности и привлекательности профессии библиотекаря, а также являются хорошим стимулом повышения уровня профессионального сознания и социальной ответственности белгородских библиотекарей.
О мерах по повышению заработной платы работникам культуры Тамбовской области в 2011-2012 годах и задачах на 2013 год
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменился правовой статус учреждений культуры, ими получены дополнительные полномочия для повышения эффективности их деятельности и улучшения качества предоставляемых услуг.
Механизм повышения эффективности и качества предоставляемых населению услуг напрямую зависит от результативности труда работников учреждений культуры.
В этой связи на территории Тамбовской области в последнее время большое внимание уделяется вопросам обеспечения защиты социальных, экономических прав работников, регулированию вопросов социально-трудовых отношений и социальных гарантий. Одним из главных направлений в решении этих вопросов является вопрос повышения оплаты труда.
Начиная с 2011 года в области ведется работа по поэтапному увеличению заработной платы работников культуры области. Помимо проведения плановой индексации оплаты труда работников бюджетной сферы был принят ряд мер, направленных на увеличение оплаты труда работников культуры.
Постановлениями администрации области была введена система грантовой поддержки областных театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов. Средства гранта направлялись на выплаты дополнительного к заработной плате денежного вознаграждения артистическому персоналу коллективов.
Введенная система оказалась очень эффективной и позволила существенно повысить уровень заработной платы основного персонала театров и концертных учреждений (в среднем на 40-50 процентов), довести её средний размер до 14000 рублей.
Распределение средств гранта в соответствии с разработанными критериями, индивидуальными в каждом учреждении, дало руководителям возможность стимулирования наиболее профессиональных и инициативных сотрудников. В результате работа коллективов активизировалась, в пять раз увеличилось количество выездных концертов и спектаклей для жителей области.
Закон Тамбовской области от 23.07.2010 N 683-З "О дополнительных мерах стимулирования педагогических работников и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства" также был направлен на повышение материального положения работников дополнительного образования в сфере культуры. В рамках реализации названного Закона 80 педагогических работников детских школ искусств области, победителей конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств Тамбовской области", получили денежную выплату в размере 40 тыс. рублей, молодым специалистам, осуществляющим инновационно - экспериментальные проекты в образовательных учреждениях области, расположенных в сельской местности, оказывалась материальная поддержка в размере 120 тысяч рублей.
Принятые меры позволили в 2011 году увеличить среднюю заработную плату работников отрасли на 17 процентов, её размер составил 7802 рубля, в т.ч. средняя заработная плата работников культуры муниципальных учреждений - 7214 рублей, областных учреждений - 9226 рублей.
В 2012 году работа по повышению заработной платы работникам отрасли была продолжена.
Управлением культуры и архивного дела области была поставлена задача о повышении средней заработной платы работников культуры области на 30 процентов и доведении её среднемесячного уровня до 10000 рублей (работников областных учреждений до 12000 рублей, работников муниципальных учреждений - 8700 рублей). Намеченные показатели выполнены, уровень заработной платы работников культуры области составил 59,5% от уровня заработной платы в области.
Решение поставленной задачи осуществлялось несколькими путями.
Так, в начале года было принято решение о повышении с 01 февраля заработной платы педагогическим работникам детских музыкальных, хореографических, художественных школ и школ искусств области и доведении её размера до уровня заработной платы в области.
Для реализации этого постановления с муниципальными образованиями области были подписаны соглашения о предоставлении субсидий на материальную поддержку педагогических работников школ искусств на условиях софинансирования расходов за счет средств местных бюджетов. Одним из показателей результативности расходования средств определено увеличение доли учащихся, охваченных начальным художественным образованием от общего количества учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ. В результате принятых мер увеличился охват детей дополнительным образованием. 1 сентября в наши школы пришел почти каждый пятый ребенок соответствующего возраста.
Была сохранена и увеличена грантовая поддержка областных театров и творческих концертных коллективов. В расходах областного бюджета на эти цели было выделено около 30 млн рублей.
Также были предусмотрены средства на поддержку лучших педагогических работников и молодых специалистов, приехавших работать в сельские школы искусств.
Достичь конкретные результаты по повышению заработной платы работников культуры удалось не только за счет средств бюджета области.
В этих целях управлением культуры и архивного дела области было принято решение о возложении персональной ответственности на руководителей учреждений за обеспечение роста среднемесячной заработной платы, недопущении снижения расходов на оплату труда за счет средств областного бюджета, средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и образования кредиторской задолженности по заработной плате.
Достижение поставленной задачи осуществлялось и за счет оптимизации сети учреждений культуры и штатной численности их работников. Управлением культуры и архивного дела области в течение года проводились рабочие совещания с руководителями учреждений, намечались меры по оптимизации штатной численности и повышению уровня заработной платы работников отрасли.
Так, например, на территории области была проведена централизация сети клубных учреждений, в результате которой самостоятельные сельские клубные учреждения стали филиалами районных Домов культуры.
В результате проведенных мероприятий за 2012 год штатная численность учреждений культуры области была сокращена на 5%.
Одним из источников повышения заработной платы является увеличение доли собственных доходов учреждений, направляемых на оплату труда, дополнительное привлечение доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности для осуществления выплат стимулирующего характера работникам.
Объем средств, получаемых от оказания платных услуг, увеличился на 22%, при этом на 30% увеличился объем средств, направляемых на оплату труда. В результате только по областным учреждениям культуры ежемесячно дополнительно на заработную плату направлялось более 1 млн. рублей.
В целях повышения заработной платы были оптимизированы материальные затраты на содержание учреждений, сокращены неэффективные расходы в общей сумме более чем на 20 миллионов рублей.
В настоящее время в учреждениях культуры области работает более 6 тысяч человек.
В 2013 году намечено повысить заработную плату работников отрасли культуры на 50 процентов, достигнув таким образом средней заработной платы в размере 15,0 тыс. рублей или 80,3% от средней заработной платы в области, при этом, к концу года, довести среднюю заработную плату работников учреждений до уровня заработной платы по области, а начиная с 2014 года, вывести уровень средней заработной платы всех работников отрасли на среднюю заработную плату в области.
Решение поставленных задач будет осуществляться через механизм разработки критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, ориентированных на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, разработки прозрачной системы оплаты труда руководителей учреждений, дальнейшей оптимизации численности работников и сокращения неэффективных расходов.
При этом будут сохранены уже существующие подходы по повышению заработной платы: система грантов для творческих коллективов, оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям области, достигшим наилучших результатов деятельности учреждений культуры, через подписание с ними соглашений.
Помимо этого, в области разработан проект Закона "О дополнительных мерах стимулирования работников и учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, искусства и художественного образования", предусматривающий осуществление следующих стимулирующих выплат:
- молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в муниципальных образовательных учреждениях и иных учреждениях культуры, в размере 120,0 тыс. рублей;
- лучшим работникам областных государственных и муниципальных учреждений культуры и архивов, педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства - сто выплат по 50,0 тыс. рублей;
- лучшим муниципальным учреждениям культуры и учреждениям дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства - 30 премий по 300,0 тыс. рублей;
- лучшим творческим коллективам областных государственных учреждений культуры - пять премий по 1,0 млн. рублей.
Принимаемые меры позволят не только обеспечить достойный уровень заработной платы работников культуры, но и будут способствовать повышению качества и количества услуг, оказываемых библиотеками, архивами, музеями, культурно-досуговыми учреждениями, учреждениями дополнительного образования региона, а также увеличению числа посещений зрителями театрально-концертных и культурно-массовых мероприятий и числа детей, занимающихся творчеством.
О мерах, направленных на эффективное развитие сферы культуры в Калининградской области
В 2012 году Министерством культуры Калининградской области проведены рабочие встречи с главами муниципальных образований всех уровней, в ходе которых была высказана четкая позиция Министерства о необходимости сохранения (создания) в муниципальных образованиях централизованных библиотечных систем на районном уровне. В результате ЦБС сохранена в 2 районах - Славском и Гурьевском. Данная работа продолжается.
По итогам проведенной работы с руководителями органов местного самоуправления МО достигнуты следующие результаты:
- В 2012 году введены ставки специалистов по культуре в администрациях Балтийского и Славского районов.
- Выведены из структуры администраций КДУ и библиотеки (созданы МБУК) в Озерковском и Славинском сельских поселениях Гвардейского района, Каменском СП, Свободненском СП и Калужском СП Черняховского района, в Гурьевском районе (во всех поселениях).
- Созданы ЦБС: Мозырьское СП Правдинского района, Нестеровский район (без городского поселения), Гурьевский и Славский районы - подготовлены документы.
- На основании предложений муниципальных образований составлен сводный реестр объектов сферы культуры, требующих реконструкции и ремонта.
В Калининградской области разработаны критерии оценки деятельности глав муниципальных образований: количество ПК и Интернет в КДУ; Количество ПК и Интернет в библиотеках; заработная плата работников КДУ; заработная плата работников библиотек; новые поступления в библиотеки; снижение библиотечных фондов; количество работающих на 0,5 и менее ставки; доля расходов на культуру.
Нумерация приводится в соответствии с источником
II. Во исполнение Указов Президента Российской Федерации N 596, 597, в целях улучшения условий деятельности, расширения творческой активности учреждений культуры и мастеров искусств необходимо предусмотреть меры социальной поддержки работников культуры: обеспечение полной занятости, выплаты стимулирующего характера, систему грантов для деятелей культуры и одаренной молодежи и т.д.
Одним из наиболее эффективных механизмов поддержки инициатив в сфере культуры, особенно в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, является система конкурсов, критерии которых в совокупности свидетельствуют о наличии системного подхода к решению проблем в сфере культуры, вырабатываются с учетом культурных особенностей регионов и содержат данные об укреплении материально-технической базы, содержании деятельности, применении новых подходов и технологий в сфере культуры, наличии социальных гарантий для работников.
Положительный опыт Калининградской области свидетельствует о наличии системы конкурсов, которая позволяет поддерживать инициативы в сфере профессионального искусства, любительского творчества и деятельности учреждений культуры в муниципальных образованиях региона.
Ежегодно проходит присуждение премий Калининградской области: "Признание" (достижения в сфере культуры), "Сопричастность" (инициативы в социальной сфере), "Созидание" (достижения в сфере строительства и ЖКХ), "Эврика" (достижения в научной сфере). Призовой фонд каждой премии - 1500 тыс. руб. (по 3 премии).
Для развития творческого потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов и учреждений Калининградской области Министерством культуры ежегодно проводится Конкурс творческих проектов, имеющих некоммерческий, инновационный характер, дающий возможность поддержать инициативы в области культуры. В конкурсе творческих проектов и инициатив, имеющих некоммерческий, инновационный характер в 2010 году участвовали 96 проектов (профинансированы 48); в 2011 году участвовали 170 проектов (профинансированы 32); в 2012 году участвовали 189 (профинансирован 41).
С целью поощрения деятельности писателей, направленной на сохранение и развитие культурного потенциала общества, создание литературных произведений, а также для укрепления взаимодействия Министерства культуры с писательскими организациями региона, проводится Конкурс издательских проектов. Основной тираж изданных произведений (кроме авторских экземпляров) безвозмездно распространяется по муниципальным библиотекам области. В 2010 году конкурс не проводился, в 2011 году было подана 31 заявка (12 профинансированы), в 2012 году подано 30 заявок (14 профинансированы). Две трети издаваемой в рамках конкурса литературы - книги для детей и юношества.
В целях совершенствования библиотечного и культурно-досугового обслуживания населения, стимулирования творческой инициативы работников библиотек и культурно-досуговых учреждений, повышения их профессионального мастерства проводится ежегодный смотр-конкурс библиотек и культурно-досуговых учреждений Калининградской области "Обновление". Денежная премия за первое место выросла с 30 тысяч рублей (2010 год) до 500 тысяч рублей (2011, 2012 годы). Получили гранты: в 2010 году (награждение за 2009 год) - 14 лауреатов на сумму 250,0 тыс. руб.; в 2011 году (награждение за 2010 год) - 20 лауреатов на сумму 3005,0 тыс. руб., в 2012 году (награждение за 2011 год) - 16 лауреатов на сумму 2100 тыс. руб.
В 2011 году впервые была создана комплексная система работы с молодыми людьми, занимающимися различными видами творчества (проект "Одаренные дети - надежда России"), которая включает в себя: методическую работу по выявлению одаренных детей, повышение творческого потенциала одаренных детей, грантовую поддержку одаренных детей, организацию участия одаренных детей в конкурсах, подготовку будущего кадрового резерва из числа одаренных детей.
В октябре-ноябре 2010 года создана система поощрения лучших школ КО - Гранты Губернатора получили 6 ДШИ, ДМШ, которые были использованы в 2011 году для участия детей в конкурсах.
В 2011 году эта практика была продолжена и система грантов была расширена - по результатам участия в конкурсах были выделены гранты 6 калининградским и 6 областным школам.
В 2012 году впервые по расширенной системе критериев состоялся конкурс "Лучшее образовательное учреждение г. Калининграда и Калининградской области" по номинациям: "Лучшая детская школа искусств (Детская музыкальная школа, Детская художественная школа) муниципального образования "Город Калининград" (3 премии), Лучшая детская школа искусств (Детская музыкальная школа, Детская художественная школа) муниципальных образований Калининградской области" (4 премии), победители на получение грантов по итогам участия детей в Международных, Всероссийских и Областных конкурсах в номинации "Лучшая детская школа искусств (Детская музыкальная школа, Детская художественная школа) муниципального образования "Город Калининград" (2 премии), победители на получение грантов по итогам участия детей в Международных, Всероссийских и Областных конкурсах в номинации "Лучшая детская школа искусств (Детская музыкальная школа, Детская художественная школа) муниципальных образований Калининградской области" (6 премий).
В первом квартале 2011 года, в соответствии с Посланием Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе Министерством культуры разработана программа по созданию кадрового резерва, повышению квалификации работающих специалистов, а также по привлечению молодых специалистов в сферу культуры, усилению их закрепляемости на рабочих местах, путем повышения социальной защищенности и престижа профессии на 2011-2013 годы.
Основными направлениями реализации проекта "Подготовка и переподготовка кадров в сфере культуры" являются:
- Формирование управленческого резерва;
- Создание системы целевой подготовки специалистов на базе профильных ВУЗов;
- Создание системы привлечения специалистов в учреждения культуры Калининградской области, в том числе из других регионов.
Начиная с сентября 2011 года, ОГБОУ ДПО "Образовательно-методический Центр" организовано обучение и переподготовка 143 специалистов, аттестовано 137 преподавателей детских школ искусств, проведено 15 семинаров.
За 2012 год в рамках программы прошли обучение более 430 руководителей и их заместителей.
В 2011 году создана рабочая группа Министерства культуры и БФУ им. И. Канта для проведения работы по открытию на базе БФУ им. И. Канта (факультет сервиса и туризма) специальности "Социально-культурная деятельность"), обучение по которой планируется начать с 2013 года.
В рамках программы "Подготовка и переподготовка кадров в сфере культуры на 2011-2015 годы" студентами очной и заочной форм обучения продюсерского факультета РАТИ (ГИТИС) стали 4 человека.
В 2012 году в Калининграде в рамках фестиваля искусств "Балтийские сезоны" работала приемная комиссия Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко при МХТ им. А.П. Чехова с целью отбора абитуриентов для обучения на актерском факультете. Для последующей сдачи экзаменов для поступления в Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко отобрано 5 человек.
Одной из традиционных творческих лабораторий является летняя творческая школа "Балтийская палитра", проводимая в г. Светлогорске, которая направлена на развитие творческого потенциала детей, а также на знакомство с традициями, культурой и искусством разных национальных культур. Занятия ежегодно проводятся по нескольким направлениям. В 2012 году возобновлена работа в две смены. Впервые уроки музыки в "Балтийской палитре" провели музыканты всемирно известного ансамбля русских народных инструментов "Терем-квартет". Мастер-класс по специальности "джазовое фортепиано" дал народный артист России, преподаватель Московской государственной консерватории им. Чайковского Даниил Крамер, по классу "эстрадно-джазовое пение" - преподаватель столичной детской Академии современного искусства Валерия Маковей.
В настоящее время, во исполнение решений Координационного Совета по культуре Северо-Западного федерального округа, Министерством культуры Калининградской области концепция Летней творческой школы для одаренных детей "Балтийская палитра" была дополнена с учетом участия в ней детей и преподавателей регионов Северо-Западного Федерального округа, что выводит школу на новый, федеральный уровень.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.