Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III
Камеральные работы
§ 35. Камеральные работы при обновлении карт включают:
- изготовление штриховых копий с исходных картографических материалов, предназначенных для обновления;
- определение опорных точек;
- фотограмметрическое сгущение съемочной сети;
- изготовление фотопланов или масштабирование одиночных аэроснимков по показаниям радиовысотомера;
- камеральное дешифрирование аэроснимков;
- исправление содержания оригиналов карты;
- оформление исправленных оригиналов карты, сводки по рамкам;
- составление рабочего проекта полевого обследования;
- приемку работ.
Изготовление штриховых копий и требования к ним
§ 36. Штриховые копии (на жесткой основе или прозрачном пластике) изготовляются с издательских оригиналов карт, намеченных для обновления. В отдельных случаях копии могут быть изготовлены с дубликатов (однокрасочных оттисков) оригиналов. При этом дубликатные оттиски, изготовленные на бумаге, предварительно наклеиваются на жесткую основу. Если дубликатный оттиск имеет неравномерную деформацию, то для получения с него копии он предварительно монтируется на жесткую основу по геодезическим пунктам и координатной сетке.
Точность совмещения геодезических пунктов и линий сетки при монтаже должна быть в пределах мм. Просветы между монтируемыми частями дубликатных оттисков, а также расхождения контуров по порезам не должны превышать 0,2 мм. Перекрытия частей дубликатных оттисков не допускаются.
§ 37. На издательских оригиналах перед снятием с них копий поднимаются серые линии и очищаются загрязненные места, а на полученных негативах замазываются ретушерной краской утраченные элементы содержания карты (запаханные дороги, снесенные населенные пункты и т.п.).
§ 38. В качестве жесткой основы штриховых копий (фотокопий) применяется алюминиевый лист, на который наклеиваются:
- при изготовлении коричневых, двухцветных и голубых копий - чертежная бумага (ватман ручного отлива);
- при изготовлении черных фотокопий - матовая фотобумага N 6 или N 7.
§ 39. Для изготовления штриховых копий на прозрачной основе применяются малодеформирующиеся пластики полиэфирной группы (типа хостафан, перматрейс и др.). Штриховое изображение карты печатается красным цветом на матированной стороне пластика в прямом (читаемом) виде способом вымывного рельефа. Изображение должно обладать достаточной оптической плотностью (приложение 1).
§ 40. Изготовленные для обновления карты штриховые копии, в том числе и на прозрачной основе, должны удовлетворять следующим требованиям:
- размеры сторон и диагоналей рамок листов карты на копиях, изготовленных на жестких основах, не должны отличаться от теоретических более чем на _0,3 мм при неравномерной и _0,5 мм при равномерной деформации, а на копиях, изготовленных на пластике, отклонения размеров от теоретических не должны быть более _0,2 мм. Стороны рамок листов карты не должны иметь искривлений. Теоретические и фактические размеры сторон и диагоналей рамок листов указываются на схеме, помещаемой за восточной стороной рамки;
- изображение на копиях должно быть четким и одинакового тона по всей площади листа;
- на копиях не должно быть фона и пятен;
- ширина полей на копиях должна обеспечивать размещение подписей и чертежей, предусмотренных для зарамочного оформления съемочных (составительских) оригиналов.
Рисунок штриховых копий, полученных на прозрачном пластике способом вымывного рельефа, покрывается защитным лаком следующего состава:
Смола АС |
5 г |
Ацетон |
45 мл |
Бутилацетат |
55 " |
Коричневые и черные штриховые копии должны изготовляться с условием, чтобы при обработке их вирирующим раствором черный и коричневый цвет изображения переводился в голубой. В этом случае изображение переводится в голубое на участках, где потребуется произвести исправление карты (приложение 3).
§ 41. Качество изготовленных для обновления штриховых копий проверяется и принимается отделом технического контроля (ОТК). На полях (на обороте) каждой годной штриховой копии ставится штамп о пригодности копии для обновления карты.
Определение опорных точек
§ 42. В качестве опорных точек для построения плановых фотограмметрических сетей сгущения служат опознанные на новых аэроснимках геодезические пункты и точки полевой подготовки старых аэроснимков. Для их определения используют материалы, по которым создавалась обновляемая карта: аэроснимки с наколами и абрисами точек полевой подготовки, каталоги координат точек полевой привязки аэроснимков и аэронегативы.
§ 43. Опознавание положения указанных опорных точек на аэроснимках нового залета производится по соответствующим контурам местности, руководствуясь наколами на старых аэроснимках, а также абрисами и описаниями точек их привязки.
§ 44. Если вследствие утраты контура опознать какую-либо опорную точку на новом аэрофотосъемочном материале невозможно, то ее положение определяется с помощью сети сгущения, построенной по аэроснимкам нового залета.
Для этого как на старых, так и на новых аэроснимках с разных сторон от опорной точки (по возможности ближе к ней) опознают и накалывают 2-4 общие контурные точки, которые включают в фотограмметрическую сеть. На универсальном приборе по старым аэроснимкам строят модель местности, горизонтируют ее, после чего на произвольную основу наносят опознанные общие контурные точки и наколотую на старых аэроснимках определяемую опорную точку. Высоты точек для горизонтирования модели определяют по горизонталям карты. Полученное на произвольной основе положение искомой опорной точки редуцируют в построенную по новым аэроснимкам фотограмметрическую сеть.
Если старые аэронегативы имеют существенную (более 0,5 мм) разностную деформацию по осям X и Y, а контурные точки значительно удалены от опорной (свыше 3 см в масштабе аэроснимка), то в плановое положение всех точек, полученных на произвольной основе, перед редуцированием вводят соответствующие поправки в направлении одной из осей (приложение 6).
При обновлении карт на равнинные районы, когда смещение точек на аэроснимках из-за влияния рельефа местности не превосходит 0,3 мм, положение опорных точек при утрате контура определяется на новых аэроснимках способами, описанными в приложении 6.
§ 45. Если аэрофотосъемка выполнялась с применением самолетного радиодальномера, то в качестве опорных точек для фотограмметрического сгущения плановых сетей используются координаты точек надира всех аэроснимков, вычисленные по высотам фотографирования и наклонным дальностям от центров фотографирования до опорных станций.
§ 46. Точки высотного обоснования (на отдельных участках карты, где требуется исправление изображения форм рельефа), которые не могут быть точно наколоты на аэроснимках, опознаются по ближайшим сохранившимся контурам. Погрешность опознавания не должна вызывать ошибку по высоте, превышающую половину допуска к точности значений высот, подписываемых на карте (Основные положения, табл. 2).
Фотограмметрическое сгущение съемочной сети
§ 47. Фотограмметрическое сгущение плановой съемочной сети производится в тех случаях, когда для обновления карты создаются фотопланы, а также если ее содержание исправляется по аэроснимкам с помощью универсальных приборов. Опорой для фотограмметрического сгущения съемочной сети служат точки планово-высотной основы, определенные в соответствии с указаниями § 42-45 настоящей Инструкции.
§ 48. Построение фотограмметрических сетей выполняется на универсальных стереофотограмметрических приборах или аналитическим способом. Для равнинных районов допускается применять графическую фототриангуляцию.
Порядок построения фотограмметрических сетей и требования к ним изложены в наставлениях по топографическим съемкам.
§ 49. Протяжение фотограмметрических сетей (маршрутов), опирающихся своими концами на опорные точки, не должно превосходить 8 базисов, если они строятся на универсальных стереофотограмметрических приборах, а значение (
- знаменатель масштаба аэроснимка,
- знаменатель масштаба карты) находится в пределах от 1,2 до 1,4. При других значениях R допустимое протяжение сетей сгущения определяется по формуле
,
где n - количество базисов.
Если для построения сетей применяется аналитический способ, то допуск на их протяжение удваивается, но при этом в середине сети (маршрута) обязательно должна быть хотя бы одна контрольная точка полевой подготовки аэроснимков. При построении сетей методом графической фототриангуляции их протяжение в базисах не должно превышать величины .
§ 50. Каждая фотограмметрическая сеть (маршрут) должна быть обеспечена 2 плановыми опорными точками, расположенными на ее концах. При наличии большего количества опорных точек они используются для контроля и уточнения ориентирования сети.
Если имеющееся количество плановых опорных точек недостаточно для обеспечения каждой фотограмметрической сети, то для редуцирования составляются системы из сетей 2-3 смежных маршрутов. Система составляется таким образом, чтобы она была обеспечена 4 опорными точками, расположенными на ее углах. Составление системы производится путем последовательного редуцирования сетей смежных маршрутов по 2-3 общим точкам на каждом конце.
§ 51. Увязка фотограмметрических сетей и систем сгущения производится в процессе их редуцирования на основу обновляемой карты (или основу фотоплана) в соответствии с требованиями наставлений по топографическим съемкам.
§ 52. Построение высотных фотограмметрических сетей при обновлении карт, как правило, не делается. Изображение рельефа на отдельных участках карты исправляется путем вставки одиночных стереопар, ориентированных по точкам высотной основы.
Если для ориентирования стереопары точек высотной основы недостаточно, то на соответствующем маршруте производят планово-высотное фотограмметрическое сгущение опорной сети.
Изготовление фотопланов
§ 53. Фотопланы изготавливаются, как правило, в масштабе обновляемой карты. В качестве плановой основы используются геодезические пункты и точки, перечисленные в § 42-45 данной Инструкции.
Трансформирование аэроснимков и монтаж фотопланов выполняются в соответствии с требованиями Наставления по топографической съемке в масштабах 1:10 000 и 1:25 000, часть II, изд. 1965 г. или соответствующих действующих руководств, изданных РИО ВТС.
§ 54. На мозаичном фотоплане тонкими линиями черного цвета вычерчиваются рамка листа карты и выходы линий координатной сетки.
Соответствующими условными знаками вычерчиваются геодезические пункты и точки съемочной сети, которые были использованы при составлении фотоплана.
За рамкой фотоплана подписываются (наклеиваются):
- над северной стороной: в середине - номенклатура листа карты, справа - гриф карты, слева - система координат;
- под южной стороной: в середине - численный масштаб фотоплана, справа - легенда с указанием материалов по которым составлен фотоплан (например, "Аэросъемка 1968 г. Плановая основа фотоплана - геодезические пункты и точки полевой подготовки аэроснимков 1959 г.").
За восточной стороной рамки посередине синей тушью вычерчивается схема листа карты, на которой указываются теоретические и фактические размеры сторон и диагоналей его рамки.
§ 55. Для изготовления репродукции фотоплана используется матовая или полуматовая фотобумага с тем, чтобы на ней легко можно было чертить карандашом. Сорт фотобумаги подбирается в зависимости от качества негатива. Фотобумага наклеивается на жесткую основу. Фотографическое изображение на репродукции должно быть отчетливым, ровного серого или светло-коричневого тона, нормальной плотности и с хорошей проработкой всех деталей как на освещенных, так и на затененных участках местности. Тон репродукции должен быть таким, чтобы проведенные на ней карандашом линии хорошо читались.
Технология изготовления фотоплана, а также результаты проверки его качества записываются в формуляр листа карты. Здесь же дается заключение о качестве репродукции и пригодности ее для дальнейшего использования.
§ 56. Изображение рельефа с обновляемой карты на фотопланы переносится фотомеханическим способом в процессе изготовления репродукций с фотоплана или с помощью приборов оптического проектирования путем копирования.
В первом случае руководствуются рекомендациями, изложенными в приложении 2 данной Инструкции.
Перенесение изображения рельефа с карты на фотоплан с помощью приборов оптического проектирования путем копирования выполняется как исключение при обновлении карт на плоскоравнинные участки, при этом изображение рельефа копируется по отдельным участкам при совмещении общих на карте и фотоплане опорных точек и контуров с погрешностями не более 0,5 мм.
§ 57. Правильность изображения форм рельефа, перенесенного с карты на фотоплан, проверяется путем стереоскопического рассматривания аэроснимков. В процессе такого рассматривания выясняется согласованность перенесенных горизонталей со стереоскопически видимыми формами рельефа и дешифрированными на фотоплане контурами и гидрографией.
Приведение аэроснимков равнинной и всхолмленной местности, полученных с применением гиростабилизирующей установки, к масштабу обновляемой карты по показаниям радиовысотомера
§ 58. Приведение отдельных аэроснимков к масштабу обновляемой карты по показаниям радиовысотомера допускается в случаях, когда разность высот местности не превышает высоты трех зон трансформирования.
§ 59. Значения высот фотографирования определяются по показаниям радиовысотомера; при этом при углах наклона местности до 3°, 5 высота фотографирования над точкой надира берется непосредственно с индикатора радиовысотомера, а при больших углах наклона местности в показания радиовысотомера вводится поправка. Поправка определяется с помощью специальной палетки (приложение 7).
§ 60. Приведение аэроснимков к масштабу обновляемой карты выполняется по высотам фотографирования и номинальным расстояниям между координатными метками аэронегативов.
Для этой цели применительно к данному аэрофотоаппарату и масштабу обновляемой карты строят специальную палетку. Порядок построения палетки и методика масштабирования аэроснимков по ней приведены в приложении 8.
§ 61. Масштабирование аэроснимков выполняется на фототрансформаторе. При этом изображение координатных меток негатива совмещают с определенными точками палетки, выбранными в соответствии с высотой фотографирования данного аэроснимка. После совмещения точек палетку заменяют фотобумагой и выполняют экспонирование. Если разность высот местности превышает величину зоны трансформирования, то аэроснимок масштабируется по зонам с использованием палетки (см. приложение 8).
Для учета деформации фотобумаги целесообразно использовать подложку (при совмещении).
Камеральное дешифрирование аэроснимков
§ 62. Камеральное дешифрирование аэроснимков выполняется наиболее квалифицированными топографами, которым обычно поручается и последующее полевое обследование исправленных оригиналов карт.
Перед выполнением работы исполнители изучают технический проект и редакционные указания. При этом особое внимание обращается на ознакомление с географическими особенностями района, с рекомендациями по использованию ведомственных материалов при камеральном дешифрировании аэроснимков, с методикой внесения в содержание карты изменений и определения недостающих количественных и качественных характеристик вновь появившихся объектов местности, с особенностями применения условных знаков для изображения изменившихся объектов, транскрипции географических названий и написания новых названий, с порядком использования старых калек высот для подписей на карте дополнительных отметок высот и урезов воды, с особенностями оформления отдешифрированных аэроснимков и т.п.
В результате изучения технического проекта и редакционных указаний исполнители должны четко уяснить поставленную перед ними задачу по камеральному обновлению карты, требования к точности работ и полноте дешифрирования объектов местности на аэроснимках, а также методику переноса изменений с аэроснимков на обновляемую карту.
§ 63. Камеральное дешифрирование объектов местности выполняется по крупномасштабным аэроснимкам, принятым для обновления карты.
Результаты дешифрирования фиксируются:
- при исправлении карты по фотопланам - на фотопланах,
- при использовании копий на прозрачном пластике - на одиночных масштабированных аэроснимках или на фотопланах;
- при использовании копий на жестких основах - на аэроснимках.
При дешифрировании аэроснимков используются цветные тиражные оттиски обновляемой карты, ведомственные картографические и литературно-справочные материалы, старые редакционные указания, эталоны дешифрирования и альбом образцов дешифрирования аэроснимков.
Для более уверенного распознавания объектов местности аэроснимки при дешифрировании рассматриваются стереоскопически с помощью имеющихся в предприятии (части) стереофотограмметрических приборов, предназначенных для этой цели (стереоскопы, стереометры, интерпретоскопы и т.п.).
При исправлении содержания карты с помощью универсальных стереофотограмметрических приборов дешифрирование производится, как правило, с применением этих приборов.
§ 64. При дешифрировании аэроснимки детально сличаются с обновляемой картой и с другими имеющимися материалами. Сличение производится по участкам, ограниченным четкими контурами или резко выраженными формами рельефа. Сначала проверяются полнота и правильность изображения на карте контуров, местных предметов и их взаимное положение, а затем характеристики объектов и правильность применения заполняющих условных знаков. Одновременно проверяется правильность изображения на карте форм рельефа, просматриваемых на аэроснимках стереоскопически.
При сличении с аэроснимками на тиражном оттиске (или восковке, наложенной на оригинал карты) зачеркиваются утраченные или изменившиеся элементы содержания карты, отмечаются места, на которых необходимо выполнить дешифрирование на местности (вновь построенные кварталы населенных пунктов) и участки, на которых следует исправить изображение рельефа с помощью стереофотограмметрических приборов. Используя прямые и косвенные признаки, определяют в первую очередь контуры и предметы местности, которые уверенно распознаются по аэроснимкам, а затем, используя дополнительные картографические, литературно-справочные и описательные материалы, дешифрируют остальные объекты местности.
§ 65. При обновлении карт на фотопланах и при составлении отдельных участков карты заново дешифрируются и вычерчиваются все изобразившиеся на аэроснимках объекты местности, нанесение которых на карту предусматривается наставлением по топографическим съемкам и таблицами условных знаков. В остальных случаях, в целях экономии времени, на аэроснимках дешифрируются только изменившиеся или вновь появившиеся объекты местности, которые должны быть нанесены на обновляемую карту.
Контуры и местные предметы, неуверенно распознающиеся на аэроснимках, отмечаются на рабочем проекте (тиражном оттиске карты или восковке) для проверки их на местности при полевом обследовании.
§ 66. Названия вновь появившихся населенных пунктов, классификация и качественные характеристики дорожной сети, каналов и других объектов, камерально отдешифрированных на аэроснимках, устанавливаются по ведомственным картографическим и литературно-справочным материалам, а также по официальным спискам (справкам), полученным от соответствующих организаций или ведомств. Характеристики некоторых объектов (ширина дорог, просек и т. п.) могут определяться по аэроснимкам с помощью измерительных приборов (измерительные лупы, параллактические линейки, интерпретоскопы, стереометры).
При использовании универсальных стереофотограмметрических приборов характеристики определяют с помощью прибора в процессе исправления оригинала карты. При этом руководствуются рекомендациями приложения 1 к Наставлению по топографическим съемкам масштабов 1:10 000 и 1:25 000, ч. I, изд. 1964 г.
§ 67. Результаты камерального дешифрирования аэроснимков вычерчиваются с учетом следующего:
- на фотопланах красками (инком) вычерчиваются в соответствии с действующими условными знаками только те объекты, правильность дешифрирования которых не вызывает сомнения; остальные объекты вычерчиваются в карандаше и оставляются в таком виде до уточнения на местности;
- при вычерчивании на фотопланах (аэроснимках) главная точка или ось условного знака должна совмещаться с центром фотоизображения соответствующего объекта или его осью, например: ось условного знака дороги совмещается с осью ее фотоизображения и т. п.;
- на аэроснимках вычерчивание разрешается выполнять упрощенными условными знаками и неполностью, например: контуры растительного покрова и грунтов вычерчиваются не пунктиром, а сплошными линиями желтого цвета; четкие линейные контуры большой протяженности (дороги, просеки, линии связи и т.п.) вычерчиваются не полностью, а только по концам, в местах их пересечения и на изгибах; на площадях изображения растительности и грунтов взамен заполняющих условных знаков ставятся пояснительные подписи ("лес", "кусты" и т.п.).
§ 68. Качество камерального дешифрирования аэроснимков (фотопланов) проверяется исполнителем в процессе работы путем повторного опознавания наиболее трудных с точки зрения дешифрирования объектов, а также выборочно начальником партии (отделения) и редактором.
Исправление содержания оригиналов карты
§ 69. Способ исправления содержания оригиналов карты устанавливается в зависимости от вида картографической основы, на которую будут переноситься изменения, от количества изменений, происшедших на местности, качества обновляемой карты и характера рельефа.
§ 70. При использовании в качестве основы штриховой копии, изготовленной на прозрачном пластике, перенесение изменений с аэроснимков на эту копию производится путем копирования.
С этой целью с прозрачной копией совмещаются:
1) аэроснимки, приведенные к масштабу карты;
2) аэроснимки, трансформированные по точкам фотограмметрического сгущения;
3) фотопланы.
Совмещение осуществляется:
- в первом случае - в пределах полезной площади аэроснимка по идентичным сохранившимся контурам карты и аэроснимка;
- во втором случае - по точкам фотограмметрического сгущения, нанесенным на копию;
- в третьем случае - по идентичным контурам, углам рамок и линиям координатной сетки копии и фотоплана.
Штриховая копия располагается на монтажном столе с равномерным освещением снизу. Правый аэроснимок стереопары подкладывается под копию и совмещается с ней по контурам (точкам), левый аэроснимок накладывается на штриховую копию сверху. Стереоскопически рассматривая аэроснимки и штриховое изображение, выявляют изменения контуров на карте, а также соответствие изображения форм рельефа стереомодели.
Несохранившиеся и подлежащие удалению объекты (контуры) выскабливают на копии ланцетом, а новые копируют с аэроснимков и вычерчивают соответствующими условными знаками. В случае необходимости на копии по стереомодели исправляется рисовка рельефа. Участки с грубыми ошибками в изображении рельефа отмечаются на тиражном оттиске карты и исправляются с помощью стереофотограмметрических приборов.
Исправленные и вычерченные на копии участки покрываются слоем защитного лака.
§ 71. При обновлении карты на штриховых копиях, изготовленных на жестких основах, несохранившиеся и подлежащие исправлению объекты (контуры) местности удаляются с копий путем выскабливания, покрытием белой корректурной краской или путем отбеливания (приложения 4 и 5). На коричневой копии, на участках, подлежащих исправлению, изображение может переводиться в голубой цвет (приложение 3).
Перенесение изменений с аэроснимков на картографическую основу выполняется с помощью универсальных стереофотограмметрических приборов, приборов оптического проектирования или рычажного пантографа. При этом руководствуются указаниями действующих пособий по работе на этих приборах.
§ 72. Универсальные стереофотограмметрические приборы применяются, как правило, при обновлении карт на горные районы со значительными изменениями в контурах, а также в случаях, когда требуется исправлять изображение рельефа или полностью пересоставлять отдельные участки карты.
Приборы оптического проектирования и рычажный пантограф применяются в полевых условиях при обновлении карт на равнинные и всхолмленные районы со значительными изменениями в контурах.
Рычажный пантограф применяется, если масштаб аэроснимков не мельче масштаба обновляемой карты, а углы наклона аэроснимков не более 2°
При исправлении карт на равнинные районы отдельные объекты с аэроснимков на карту разрешается переносить пропорциональным циркулем по расстояниям от ближайших общих на аэроснимке и карте контуров. Перенесение объектов производится засечками не менее чем от трех точек, а если объект расположен на прямолинейном контуре, то по расстояниям от двух точек, находящихся на этом контуре.
§ 73. При перенесении изменений с аэроснимков на картографическую основу с помощью приборов оптического проектирования или рычажного пантографа отклонения проекций опорных точек (контуров) аэроснимка от соответствующих точек оригинала обновляемой карты не должны превышать 0,5 мм. Если проектирование (пантографирование) выполняется по зонам, то ступень зоны выбирается с таким расчетом, чтобы смещения точек из-за влияния рельефа в пределах зоны относительно средней плоскости не превышали на карте 0,4 мм.
Несводки контуров и горизонталей по границам рабочих площадей аэроснимков в этом случае не должны превышать 1 мм (для горных, высокогорных и пустынных районов - 1,5 мм), а по границам зон - 0,8 мм.
§ 74. В тех случаях, когда на отдельных участках карты подлежат удалению более 50% контуров, допускается на эти части монтировать отдельные трансформированные и отдешифрированные аэроснимки или копии с карт новой съемки.
Монтаж аэроснимков выполняется по опорным точкам, а копий - по опорным точкам и координатной сетке.
Изображение рельефа переносится на аэроснимок с карты путем копирования или передавливания, после чего выполняется сводка с прилегающими к аэроснимку частями карты.
§ 75. При любом способе исправления содержания карты изображение сохранившихся на местности контуров не исправляется, если расхождения в положении их на карте и на аэроснимке не превышают для четких контуров 1 мм, а для нечетких - 1,5 мм.
Однако обязательно увязывается взаимное положение сохранившихся контуров и близко расположенных к ним контуров, нанесенных при исправлении оригинала карты.
§ 76. Перенесение контуров на картографическую основу с планов и карт производится с помощью приборов оптического проектирования, рычажного пантографа, прозрачных материалов, а также, в случае небольшого количества вносимых дополнений, с помощью пропорционального циркуля.
§ 77. На обновляемую карту наносятся по координатам геодезические пункты, определенные после ее создания. Отметки высот геодезических пунктов, подписанные на обновляемой карте, проверяются и уточняются по каталогам координат и высот геодезических пунктов.
По справочникам и официальным спискам проверяются названия населенных пунктов и других объектов, наличие административных центров, социально-культурных объектов, количество домов, количественные и качественные характеристики объектов местности. Характеристики вновь появившихся объектов, нанесенных с аэроснимков и других материалов, подписываются, если есть уверенность в достоверности их определения. Если же достоверность этих характеристик сомнительна, то они отмечаются на тиражном оттиске или восковке для последующего их уточнения на местности.
Подписанное на карте значение склонения магнитной стрелки приводится на год обновления путем введения поправки, определяемой по таблицам годовых изменений склонения, составляемых Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР.
Оформление исправленных оригиналов карты, сводка по рамкам, составление рабочего проекта полевого обследования и приемка работ
§ 78. При обновлении карты на фотоплане или голубой копии вычерчиваются в действующих условных знаках все элементы содержания карты, а при обновлении карты на коричневой (черной) копии или издательском оригинале вычерчиваются только изменения.
Вычерчивание изменений выполняют в три цвета (контуры - черным, гидрографию - зеленым, рельеф - коричневым) в соответствии с требованиями к вычерчиванию съемочных (составительских) оригиналов. При этом тушью (красками) вычерчивают только те элементы, правильность изображения которых на карте не вызывает сомнения. Остальные элементы оставляют вычерченными в карандаше до полевого обследования.
Для лучшей читаемости площади изображения растительности, песков, кварталов населенных пунктов и водных пространств закрашивают на копиях, полученных на жесткой основе, слабовоспроизводящимися при фотографировании прозрачными анилиновыми красками, а на копиях, полученных на прозрачном пластике, - цветными карандашами. Например, леса закрашивают светло-фиолетовым цветом, низкорослые леса - бледно-зеленым, площади водных пространств - голубым, площади кварталов населенных пунктов с преобладанием в них огнестойких строений и условные знаки шоссейных дорог - розовым, площади кварталов населенных пунктов с преобладанием в них неогнестойких строений и условные знаки улучшенных грунтовых дорог - светло-желтым и т.п. Принятые для закраски площадей цвета красок оговариваются на полях оригинала.
Вычерчивание изменений при исправлении на издательском оригинале не должно приводить к ухудшению качества его оформления.
§ 79. Зарамочное оформление исправленных оригиналов карты (кроме издательских) выполняется по образцам оформления, приложенным к таблицам действующих условных знаков, с учетом следующего:
- не вычерчиваются внешние рамки, линейный масштаб, масштаб заложений и схема склонения магнитной стрелки и сближения меридианов;
- не подписываются на полях оригинала: название ведомства и полный текст о склонении магнитной стрелки и сближении меридианов (но необходимые цифровые данные приводятся);
- под южной стороной рамки (справа) помещается следующий текст:
Съемка 19__ г.
Исправлено в 19__ г. по аэроснимкам залета 19__ г.
Исправил (должность, фамилия, инициалы).
Начальник партии или отделения (фамилия, инициалы).
Начальник предприятия, экспедиции или части (фамилия, инициалы).
После полевого обследования оригинала добавляется:
Обследовано на местности в 19__ г.
Обследовал (должность, фамилия, инициалы).
Начальник партии или отделения (фамилия, инициалы).
Начальник экспедиции или части (фамилия, инициалы).
§ 80. При выполнении сводки по рамкам обновленных оригиналов руководствуются требованиями действующих наставлений по топографическим съемкам.
При сводке с изданными топографическими картами, обновление которых не предусматривается в течение ближайших лет, расхождения, не превышающие допусков, устраняются полностью на обновленной карте.
Расхождения, являющиеся следствием изменения местности или ошибок в содержании изданной карты, при сводке на обновленной карте не устраняются, а оговариваются в формуляре листа и на полях оригинала карты.
О грубых ошибках, обнаруженных при сводке, на изданной карте сообщается ОТК предприятия или РИО ВТС.
На полях оригинала обновленной карты с соответствующей стороны рамки указывается, с какими материалами произведена сводка, дата выполнения сводки и подписи исполнившего и проверившего сводку.
§ 81. Оригинал обновленной карты должен быть проверен, откорректирован и принят начальником партии (отделения). В первую очередь проверяется точность переноса исправлений на оригинал, затем правильность и полнота изображения элементов содержания карты и соответствие оригинала требованиям данной Инструкции.
Корректура обновленного оригинала выполняется путем сличения его с аэросъемочными и картографическими материалами. Изображения основных объектов гидрографии, железных дорог, автострад, шоссейных и улучшенных грунтовых дорог, а также границ административно-территориального деления проверяются сразу на всем листе, а остальные элементы - по участкам, ограниченным линиями координатной сетки или контурами.
Откорректированный и исправленный после корректуры оригинал подписывается начальником партии (отделения) и передается редактору для редакционного просмотра.
§ 82. В процессе камерального исправления обновляемой карты топограф под руководством начальника партии (отделения) и редактора составляет рабочий проект полевого обследования.
Проект составляется на тиражном оттиске листа карты или на восковке, наложенной на оригинал обновляемой карты.
При этом соответствующими условными знаками отмечают:
- пункты государственной геодезической сети;
- населенные пункты;
- объекты и контуры, неуверенно отдешифрированные по аэроснимкам;
- объекты и контуры, характеристики которых следует уточнить или определить на местности (колодцы, броды, мосты и т.д.);
- географические названия, которые следует уточнить на местности.
Намечаются маршруты обследования местности и определяется объем полевых работ для данного листа карты.
На полях проекта помещаются краткие технические указания и таблица, в которой перечисляются запроектированные полевые работы и необходимое время для их исполнения (по нормам).
Рабочий проект подписывается топографом и начальником партии и утверждается главным инженером экспедиции (начальником отделения).
§ 83. В процессе исправления обновляемой карты заполняются соответствующие разделы формуляров ее листов.
Сведения, приведенные в формуляре, должны характеризовать:
- плановое и высотное обоснование;
- точность в плане и по высоте обновляемого оригинала;
- качество материалов аэрофотосъемки;
- качество и точность картографической основы (копий, фотокопий, позитивов на прозрачном пластике и т.д.);
- оценку исходных и дополнительных материалов;
- порядок использования этих материалов при исправлении карты;
- метод исправления карты;
- в каком виде подготовлен исправленный оригинал карты;
- результаты контроля камеральных работ;
- качество сводки по рамкам листов карты;
- результаты приемки работ с оценкой качества камерального исправления и выводы о пригодности оригинала карты для полевого обследования.
§ 84. Редакционный просмотр оригиналов выполняется как по отдельным листам, так и по блокам листов. Проверяются единообразие и степень обобщения изображения местности, правильность классификации дорог, рек и других элементов, правильность и единообразие применения условных знаков, полнота и правильность количественных и качественных характеристик объектов, правильность транскрипции географических названий, согласованность подписей по рамкам смежных листов, правильность использования ведомственных материалов при исправлении карты, правильность подписей зарамочного оформления и сведений о местности, размещаемых за рамкой листа карты. Проверяются также записи в формуляре листа карты.
Одновременно проверяется рабочий проект полевого обследования данного листа карты и уточняются технические указания по выполнению полевого обследования.
§ 85. Для полевого обследования предъявляются:
- камерально исправленный и принятый руководством экспедиции (части) оригинал карты;
- формуляр листа карты;
- рабочий проект полевого обследования;
- комплект аэроснимков (чистый).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.