В соответствии с письмом Администрации Президента Российской Федерации Минэкономразвития России рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
По данным Росстата, потребительские цены на бензин автомобильный марки АИ-92 (далее - АИ-92) в Челябинской области за период с 11 января по 3 октября 2011 г. выросли на 12%, с 22,88 руб./л до 25,62 руб./л. При этом по состоянию на 3 октября 2011 г. уровень цен на АИ-92 в Челябинской области ниже среднего уровня цен в Уральском федеральном округе (25,74 руб./л), а также ниже уровня цен в соседних регионах: Курганская область - 26,50 руб./л, Тюменская область - 26,26 руб./л, Республика Башкортостан - 25,67 руб./литр.
По данным Российского энергетического агентства при Минэнерго России, рост цен на пропан-бутан на АГЗС Челябинской области в 2011 г. составил 13,1%, с 13,00 руб./л до 14,50-14,70 руб./л. При этом по состоянию на 3 октября 2011 г. уровень цен на пропан-бутан в Челябинской области также не является самым высоким по сравнению с соседними регионами. Так, цена на пропан-бутан на АГЗС в Курганской области составила 16,50 руб./л, в Тюменской области - 14,50 руб./л, в Свердловской области - 14,50 руб./л, в Республике Башкортостан - 15,20 -15,90 руб./л.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары и услуги не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Так, Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (статьи 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.
Гражданским кодексом Российской Федерации определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом (статья 421).
Вмешательство государства в ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен (тарифов), торговых наценок может привести к дестабилизации экономики, вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, дефициту товаров.
Рост цен на нефтепродукты в Российской Федерации обусловлен рядом объективных факторов.
Так, в конце 2010 - начале 2011 гг. на российском рынке наблюдался дефицит нефтепродуктов, обусловленный увеличением мировых цен и ростом привлекательности экспортных поставок нефтепродуктов для нефтяных компаний, а также ростом спроса на бензин в период начала отпускного сезона и в связи с общим ростом автопарка.
Кроме того, в 2011 г. наблюдалось сокращение предложения нефтепродуктов на российском рынке, вызванное тем, что часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента (Евро 3), которые вступили в силу с 1 января 2011 г., а также выводом ряда НПЗ в плановый ремонт, который традиционно осуществляется весной и осенью.
Однако кроме объективных факторов роста цен, могут иметь место также злоупотребления со стороны нефтяных компаний, которые занимают доминирующее положение на рынках нефтепродуктов.
С учетом олигопольной структуры нефтяной отрасли Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. ФАС России осуществляет контроль за соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного законодательства, в том числе за обоснованностью ценообразования.
В 2008-2010 гг. ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих уплате вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в бюджет Российской Федерации, составляет в настоящее время (с учетом судебных решений) порядка 15 млрд. рублей.
По результатам анализа ситуации с ростом цен в начале 2011 г. ФАС России 9 февраля 2011 г. возбуждено дело в отношении ОАО "Газпром нефть", ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", 7 октября 2011 г. - в отношении ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "АНК "Башнефть" по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом которого явился необоснованный рост цен.
Для полного и своевременного обеспечения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах в настоящее время в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд мер, которые в том числе предусматривают обязательное согласование планов по ремонту НПЗ с профильными ведомствами, закрепление норм по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти, а также разработку системы по резервированию нефтепродуктов. Кроме того, рассматривается вопрос о введении санкций в отношении нефтяных компаний, которые не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, вплоть до изъятия у них полученной прибыли.
26 августа 2011 г. Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным подписано постановление Правительства Российской Федерации N 716, согласно которому с 1 октября 2011 г. вводится единая пошлина для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для бензина - 90%. С 1 января 2015 г. вывоз мазута и нефти будут облагаться одинаковой ставкой экспортной пошлины. Готовится к подписанию постановление, согласно которому будет снижен с 65% до 60% коэффициент в формуле нефтяной пошлины. Данные меры призваны стимулировать вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) модернизировать, принадлежащие им НПЗ и увеличить объемы глубокой переработки нефти внутри страны.
Также Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 сентября 2011 г. N 748 "О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей", в соответствии с которым топливо класса 2 допускается к обороту до конца 2012 года, класса 3 - до конца 2014 года, класса 4 - до конца 2015 года. Это позволит увеличить предложение автобензина на российском рынке за счет автобензина класса 2, который не был допущен к обороту с начала 2011 г. в соответствии с техническим регламентом.
Кроме того, распоряжением от 19 мая 2009 г. N 691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции на внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли нефтепродуктами и совершенствование механизмов ценообразования.
Минэкономразвития России также информирует, что в случае, если лицо располагает какими-либо данными о нарушении антимонопольного законодательства, он имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в антимонопольный орган по месту совершения нарушения, либо по месту нахождения или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.
Директор Департамента |
М.П. Горохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1653 "О ценах на нефтепродукты и газ"
Текст письма официально опубликован не был