Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Першутова А.Г., Поповой Г.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Пушкинская Десять" и общества с ограниченной ответственностью "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 по делу N А40-98073/11-84-595, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2012 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителей - открытого акционерного общества "Пушкинская Десять" и общества с ограниченной ответственностью "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" - Коврова И.В., Новикова О.Д.;
от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Давыдова Е.Ю., Ущеко С.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповой Г.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Пушкинская Десять" (далее - общество "Пушкинская Десять") и общество с ограниченной ответственностью "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" (далее - общество "Ф.В. Саватзки Интернэшнл") обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент):
о признании недействительным проекта разделения жилого квартала N 72, ограниченного улицей Большая Дмитровка, Дмитровским переулком, улицей Петровка, улицей Кузнецкий мост, на участки зданий и сооружений в части формирования земельного участка общественной зоны, расположенного между зданиями заявителей по адресам: Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 10/2, стр. 4 и ул. Большая Дмитровка, вл. 10/2, стр. 5;
о признании недействительным распоряжения департамента от 23.05.2011 N 2085 "О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 77:01:0001042" и возложении на департамент обязанности в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу принять новое распоряжение, сформировав земельный участок, относящийся к принадлежащему обществу "Пушкинская Десять" зданию, расположенному по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 10/2, стр. 4, в границах, указанных в предварительных материалах, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Мега-Лэнд ГЕО" (далее - общество "Мега-Лэнд ГЕО");
о признании недействительным распоряжения департамента от 20.06.2011 N 2771 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:4" и возложении на департамент обязанности в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу вынести новое распоряжение, сформировав земельный участок, относящийся к принадлежащему обществу "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" зданию, расположенному по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 10/2, стр. 5, в границах, указанных в предварительных материалах, подготовленных обществом "Мега-Лэнд ГЕО".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура), государственное унитарное предприятие города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 решение от 16.12.2011 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.06.2012 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора общества "Пушкинская Десять" и "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" просят их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и объяснениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, общество "Пушкинская Десять" с 1993 года является собственником здания 1917 года постройки, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 10/2, стр. 4 (или д. 10, стр. 4), общей площадью 2394,3 кв. метра. Право собственности общества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 21.02.2007.
В 2004 году общество "Пушкинская Десять" обратилось в департамент с заявлением о формировании земельного участка для эксплуатации здания с целью заключения договора аренды. Департамент сформировал два земельных участка: первый в габаритах здания площадью 913 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:35, с разрешенным использованием "эксплуатация здания под административные цели" и второй площадью 720 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:39, с разрешенным использованием "благоустройство территории".
В 2005 году префектом Центрального административного округа Москвы приняты распоряжения, утверждающие выделение двух указанных участков, которые были обжалованы обществом "Пушкинская Десять" в арбитражный суд. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2006 по делу N А40-31911/05-96-261 данные распоряжения признаны незаконными, на департамент возложена обязанность предоставить в аренду обществу "Пушкинская Десять" один земельный участок с учетом территории, необходимой для использования здания, однако договор аренды с названным обществом не заключен.
Общество "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" является собственником здания 1917 года постройки, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 10/2, стр. 5 (или д. 10, стр. 5), общей площадью 355 кв. метров (свидетельство о государственной регистрации права в ЕГРП от 16.07.2003).
Здание расположено в пределах земельного участка площадью 202 кв. метра, с кадастровым номером 77:01:0001042:41, к которому примыкает участок площадью 250 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:40, с разрешенным использованием "благоустройство территории".
С целью выкупа земельных участков, занятых зданиями и необходимых для их использования, заявители 31.03.2011 обратились через службу "одного окна" Территориального управления Центрального административного округа департамента с заявлением об издании распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории.
В заявлении названные общества, основываясь на предварительных материалах с данными геодезических работ, подготовленных обществом "Мега-Лэнд ГЕО", предложили сформировать обществу "Пушкинская Десять" единый земельный участок площадью 1826 кв. метров путем объединения участка площадью 913 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:35 (для эксплуатации здания) и участка площадью 720 кв. метров, с кадастровым номером77:01:0001042:39 (для благоустройства территории), а также с целью необходимости корректировки улично-дорожной сети по контуру выступов здания и устранения чересполосицы увеличить участок на 193 кв. метра за счет участка площадью 250 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:40, сформированного ранее для общества "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" (для благоустройства территории).
Для общества "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" предложено сформировать единый земельный участок площадью 404 кв. метра, объединив участок площадью 202 кв. метра, с кадастровым номером 77:01:0001042:41 под зданием и участок площадью 250 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:40, выделенный для благоустройства территории, за вычетом из него 48 кв. метров и с включением в него части территории, не входящей в состав какого-либо земельного участка.
В порядке, предусмотренном Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна", утвержденным постановлением правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", департаментом были приняты распоряжения от 23.05.2011 N 2085 "О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 77:01:0001042" и от 20.06.2011 N 2771 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:41" (далее - оспариваемые распоряжения, распоряжения о формировании земельного участка).
Предложения заявителей департамент не принял и сформировал три земельных участка: для общества "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" границы участка с кадастровым номером 77:01:0001042:42:41 уточнены, его площадь составила 245 кв. метров; участки с кадастровыми номерами 77:01:0001042:35, 77:01:0001042:39 и участок земель государственной собственности перераспределены и для общества "Пушкинская Десять" сформирован участок, занятый зданием и необходимый для его использования площадью 1353 кв. метра; между новыми земельными участками заявителей сформирован земельный участок площадью 626 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0001042:40 как территория общего пользования, предназначенная в том числе для благоустройства территории, размещения детской площадки и для использования жителями домов 2, 4, 6 по Дмитровскому переулку.
Департамент сообщил заявителям, что оспариваемые распоряжения приняты на основании проекта разделения жилого квартала N 72, разработанного Москомархитектурой в 2006 году и утвержденного распоряжением департамента от 06.03.2007 N 59 "Об утверждении проекта межевания жилых кварталов".
Полагая, что проект разделения жилого квартала N 72 не соответствует требованиям статей 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), так как по нему не проводились публичные слушания и он утвержден неуполномоченным органом, заявители обратились с требованием о признании его недействительным по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сочтя, что земельные участки сформированы департаментом с нарушением правил абзаца второго пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), поскольку не учтено фактическое землепользование и их площадь является недостаточной для эксплуатации зданий, общества "Пушкинская Десять" и "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" оспорили также распоряжения о формировании земельных участков.
Суд первой инстанции признал, что заявители пропустили трехмесячный срок на подачу заявления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство о его восстановлении не заявили, поэтому отказал в удовлетворении требования о признании недействительным оспоренного проекта межевания в связи с пропуском срока на его обжалование.
Кроме того, исходя из статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой ненормативным актом признается документ, содержащий обязательные предписания, влекущие юридические последствия, и нарушающий субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы, суд пришел к выводам, что проект межевания территории квартала не является ненормативным актом, следовательно, заявителями выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых распоряжений, суд исходил из того, что данные распоряжения соответствуют статье 36 Земельного кодекса, статьям 42, 45 Градостроительного кодекса, статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", поскольку они были приняты на основании проекта межевания, утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.
Между тем, сделав вывод о том, что проект межевания территории квартала не обладает признаками ненормативного акта, суды, тем не менее, применили срок на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не указали, по каким нормам процессуального закона подлежит обжалованию данный акт.
Арбитражный суд в соответствии с главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает принятые органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами или должностными лицами акты, содержащие нормы права (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие для неопределенного круга лиц юридические последствия.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает акты государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, не содержащие норм права, а устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Из частей 1-3 статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (пункт 5 статьи 43).
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (пункт 6 статьи 43).
Из пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются соответствующим уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Частями 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение этой документации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления поселения, городского округа.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (часть 19 статьи 45 Градостроительного кодекса).
В силу части 2 статьи 63 Градостроительного кодекса, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 названного Кодекса, в том числе по подготовке и утверждению документации по планировке территории, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.8 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП (в редакции, действовавшей на дату утверждения оспариваемого проекта межевания), проекты межевания разрабатываются на территорию не менее квартала за счет средств бюджета города Москвы или иных средств; исполнителем разработки проектов межевания является в том числе предприятие; проект межевания утверждается уполномоченным органом правительства Москвы по представлению заказчика.
Принятыми впоследствии законами города Москвы полномочия в области градостроительной деятельности также не отнесены к перечню вопросов местного значения, поэтому полномочия по подготовке и утверждению проектов межевания кварталов осуществляются органами государственной власти Москвы либо органами, которые наделены такими полномочиями законами Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, статьями 40, 42 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории, разрабатываемых в виде отдельных документов, устанавливается Правительством Москвы. По проектам межевания не подлежащих реорганизации застроенных жилых территорий также проводятся публичные слушания в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом города Москвы.
Из описательной части оспариваемого проекта следует, что проект разделения жилого квартала N 72 площадью 2,01 гектара, расположенного в микрорайоне N 9 Тверского района Центрального административного округа, разработан предприятием по заказу департамента на основании градостроительных предложений, утвержденных постановлением правительства Москвы от 24.04.2001 N 410-ПП "О проекте градостроительного плана развития территории Центрального административного округа до 2020 года" (в редакции постановлений правительства Москвы от 30.07.2002 N 594-ПП и от 24.02.2004 N 594-ПП) и постановлением правительства Москвы от 14.05.2002 N 361-ПП "О градостроительном плане развития территории Тверского района на период до 2020 года", с целью проектного разделения жилого квартала на участки зданий и сооружений для последующего установления прав пользования земельными участками.
Квартал N 72 полностью входит в заповедную территорию с режимом "Петровка", часть квартала - в границы объединенной охранной зоны памятников истории и культуры N 38. На территории квартала расположены жилые дома, общежитие и нежилые объекты. Проектом выделены земельные участки для эксплуатации зданий, сооружений, в том числе жилых домов, памятников истории и культуры Доходный дом "Сокол", "Усадьба Мясоедова Н.Е.", участок общего пользования, входящий в состав природного комплекса N 93, а также участок под благоустройство территории, размещение детской площадки и для жителей домов 2, 4, 6 по Дмитровскому переулку.
Указано, что для всех участков установлен сервитут доступа уполномоченных служб к объектам и коммуникациям инженерной инфраструктуры.
В описательной части проекта также пояснено, что территория земельного участка, предназначенная для совместного использования нескольких домов, делится между рядом расположенными домами пропорционально их площади. При этом каждая ее часть включается в состав формируемого земельного участка многоквартирного дома с наложением публичного сервитута, обеспечивающего право всех пользователей беспрепятственно пользоваться всей территорией и исключающего возможность собственников помещений изменять ее функционально-планировочную организацию иначе как по согласованию со всеми заинтересованными пользователями.
Основные характеристики и показатели разделения жилого квартала представлены в таблице, план границ участков зданий и сооружений составлен в виде чертежа.
Данный проект утвержден распоряжением департамента от 06.03.2007 N 59.
Вопрос о полномочиях департамента на утверждение оспариваемого проекта межевания судами не исследован, поскольку положения о департаменте, утвержденные постановлениями правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП и от 11.03.2011 N 65-ПП, на которые сослались суды, на дату утверждения проекта не действовали.
Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.
Таким образом, проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом этого проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
Требование об оспаривании проекта межевания квартала подлежало рассмотрению судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что данный акт не был направлен собственникам зданий и сооружений, правообладателям и пользователям земельных участков, расположенных на территории квартала.
Учитывая, что заявители получили возможность ознакомиться с текстом оспариваемого акта лишь при рассмотрении дела арбитражным судом, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления обществами "Пушкинская Десять" и "Ф.В. Саватзки Интернэшнл" не пропущен.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам надлежит рассмотреть спор по существу заявленных требований с привлечением к участию в деле правообладателей и пользователей земельных участков, расположенных на территории квартала.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2011 по делу N А40-98073/11-84-595, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2012 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявители обратились в суд с иском о признании недействительным проекта межевания территории.
Суды в удовлетворении иска отказали, сославшись на пропуск трехмесячного срока на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.
Президиум ВАС РФ не согласился с нижестоящими инстанциями, пояснив следующее.
Суды пришли к выводу, что проект межевания территории не является ненормативным актом. Тем не менее, вопреки собственному выводу применили срок на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта. При этом не указано, по каким нормам процессуального закона подлежит обжалованию данный акт.
Проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота.
В связи с этим данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом.
Таким образом, проект межевания территории не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
Поэтому требование об оспаривании проекта межевания территории подлежало рассмотрению судами по правилам рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов.
Учитывая, что заявители получили возможность ознакомиться с текстом оспариваемого акта лишь при рассмотрении дела судом, срок подачи заявления ими не пропущен.
Дело передано на новое рассмотрение.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13427/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 7
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 23.05.2013