В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 3 названной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего, его родственников. В связи с чем в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин "родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего".
В настоящей памятке рассмотрены следующие "области регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
2) выполнение иной оплачиваемой работы;
3) владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
4) получение подарков и услуг;
5) имущественные обязательства и судебные разбирательства;
6) взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
7) явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
Для целей настоящей памятки осуществление "функций государственного управления" предполагает, в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление государственного надзора и контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
представление в судебных органах прав и законных интересов Федеральной службы по аккредитации.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного гражданского служащего Федеральной службы по аккредитации (далее - государственный служащий Росаккредитации) с ходатайством об установлении Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Федеральной службы по аккредитации и урегулированию конфликта интересов, созданной в соответствии с приказом Федеральной службы по аккредитации от 4 мая 2012 года N 1367, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего Росаккредитации, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования в Федеральной службе по аккредитации
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя Федеральной службы по аккредитации (далее - Руководитель) и непосредственного начальника в письменной форме.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственный служащий Росаккредитации вправе с предварительным уведомлением Руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления государственным служащим Росаккредитации Руководителю информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия Руководителя. Порядок уведомления государственным служащим Росаккредитации о выполнении иной оплачиваемой работы установлен приказом Федеральной службы по аккредитации от 2 октября 2012 года N 3565. Руководитель не вправе запретить государственному служащему Росаккредитации выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего Росаккредитации личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего Росаккредитации со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему Росаккредитации рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий Росаккредитации уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего Росаккредитации выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если государственный служащий Росаккредитации самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, Руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего Росаккредитации от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий Росаккредитации или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий Росаккредитации осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
При направлении Руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему Росаккредитации следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего Росаккредитации уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий Росаккредитации осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
При направлении Руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему Росаккредитации следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего Росаккредитации уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В этом случае государственный служащий Росаккредитации должен предпринять меры по урегулированию конфликта интересов и отказывается от личной заинтересованности.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить о наличии личной заинтересованности Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий Росаккредитации осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
В случае если государственный служащий Росаккредитации владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить Руководителя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий Росаккредитации может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным служащим Росаккредитации может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники государственного служащего Росаккредитации владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий Росаккредитации обязан уведомить Руководителя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему Росаккредитации необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий Росаккредитации осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Государственному служащему Росаккредитации и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий Росаккредитации осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему Росаккредитации рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации Росаккредитации, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному служащему Росаккредитации подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего Росаккредитации в ситуацию конфликта интересов. Подученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего Росаккредитации и, тем самым, могут нанести ущерб репутации Федеральной службы по аккредитации и государственной службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего Росаккредитации. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему Росаккредитации, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий Росаккредитации и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
В этом случае государственному служащему Росаккредитации и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего Росаккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим Росаккредитации, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий Росаккредитации осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу в Федеральную службу по аккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу в Федеральную службу по аккредитации, рекомендуется уведомить Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы из Федеральной службы по аккредитации на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному служащему Росаккредитации рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему Росаккредитации следует уведомить Руководителя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий Росаккредитации рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего Росаккредитации или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Росаккредитации.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Если государственный служащий Росаккредитации не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего Росаккредитации могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного служащего Росаккредитации или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Описание ситуации
Государственный служащий Росаккредитации использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения со стороны государственного служащего Росаккредитации
Государственному служащему Росаккредитации запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим государственному служащему Росаккредитации следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Начальник отдела по защите государственной тайны, |
В.М. Шишлаков |
Заместитель Руководителя |
Н.С. Султанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Памятка федеральным государственным служащим Федеральной службы по аккредитации по урегулированию конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации (утв. Федеральной службой по аккредитации 14 декабря 2012 г.)
Текст памятки официально опубликован не был