Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
представители ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства", ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии", ООО "Домос" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Домос" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по повышению уровня обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения (номер извещения 0372100041513000069) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушениями положений Закона о размещении заказов, а именно:
1) в документации об Аукционе содержится неправомерное требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к конкретным видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО);
2) в документации об Аукционе установлены противоречивые значения показателей товаров, используемых при оказании услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 08.04.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 064 990 191 рубль;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа;
5) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 10 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказов путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Подпунктом 2 пункта 1.7.2 документации об Аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства СРО, в том числе, по следующим видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
"Разработка рабочей документации:
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.4. Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов;
8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений;
9. Работы по подготовке проектов мероприятия по охране окружающей среды;
13. Работы по организации подготовки проектной (рабочей) документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) стоимость организации работ по подготовке проектной (рабочей) документации, по одному договору не превышает пять миллионов рублей.
Строительно-монтажные работы:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы,
6.2. Арматурные работы,
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог,
25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами,
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог,
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог".
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
При этом в силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Вместе с тем, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует частям 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заказчиком в пунктах "Укрепление обочин", "Устройство основания посадочной площадки (заездного кармана)", "Укреплении верха берм" приложения N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к прочности щебня марки М800: "выше 800"; к прочности щебня марки M1200: "более марки 1200"; к прочности щебня марки М600: "более 600". Пунктом "Асфальтобетон" приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее требование к асфальтобетону: "марка по истираемости выше И1". При этом в каждом из указанных выше пунктов приложения N 1 документации об Аукционе содержится требование о соответствии щебня положениям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Согласно пункту 4.4.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" прочность щебня и гравия характеризуют маркой, определяемой по дробимости щебня (гравия) при сжатии (раздавливании) в цилиндре. Следовательно, характеристикой прочности щебня марки М800 является 800, марки M1200 - 1200, марки М600 - 600. При этом согласно таблице 6 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" высшей маркой по истираемости щебня является марка И1.
Следовательно, Заказчиком в пунктах "Укрепление обочин", "Устройство основания посадочных площадки (заездного кармана)", "Укреплении верха берм", а также "Асфальтобетон" приложения N 1 к документации об Аукционе установлены противоречащие положениям нормативно-технических документов требования к значениям показателей прочности, марки истираемости щебней, используемых при оказании услуг.
Пунктом "Установка барьерного ограждения У4" приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам барьерного ограждения: "уровень удерживающей способности - более 300 кДж": "минимальная высота ограждения - более 0,75 м". Вместе с тем, пунктом 8.8 технического задания приложения N 4 к государственному контракту документации об Аукционе установлено: "минимальная высота ограждения - не менее 0,75 м": "уровень удерживающей способности - не менее 300 кДж", что противоречит требованиям, установленным пунктом "Установка барьерного ограждения У4" приложения N 1 к документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в пунктах "Укрепление обочин", "Устройство основания посадочных площадки (заездного кармана)", "Укреплении верха берм", "Асфальтобетон", а также "Установка барьерного ограждения У4" приложения N 1 к документации об Аукционе противоречивые значения показателей используемых при оказании услуг товаров, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2 мотивировочной части настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что 19.04.2013, 22.04.2013, а также 24.04.2013 Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе без указаний предмета запросов, что является нарушением части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Домос" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 сатьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов выдано Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки на основании решения от 29.04.2013 N К-576/13, предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.04.2013 N К-576/13 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
|
И.А. Вершинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 мая 2013 г. N К-594/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 13 мая 2013 г. N ГЗ/01122)
Текст решения официально опубликован не был