Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.А. Стржалковского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.А. Стржалковский оспаривает конституционность пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым установлено, в частности, что перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 2, 7, 15 (часть 3), 19, 29 (часть 4) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку указанный перечень Правительством Российской Федерации не определен, что позволяет правоприменителям руководствоваться официально не опубликованным Перечнем N 30 военно-учебных заведений (учебных центров, училищ, школ и курсов) со сроками вхождения их в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (Приложение к директиве Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 2 июня 1962 года N 203354).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Ю.А. Стржалковским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах", как отмечено в его преамбуле, исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом законодатель с учетом таких объективных обстоятельств, как прохождение службы в военный период в действующей армии либо в тылу, вправе среди лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, выделить категории, имеющие право на различный объем мер социальной поддержки, поручив Правительству Российской Федерации определить перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии. Реализация предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий возможна не только путем утверждения соответствующего перечня, но и путем определения подлежащих применению перечней воинских частей, штабов и учреждений. Из этого не вытекает, однако, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать вопросы социальной защиты указанных категорий участников Великой Отечественной войны и по своему усмотрению устанавливать их права на предоставление определенного объема мер социальной поддержки, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на их предоставление. При осуществлении предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы Правительство Российской Федерации в постановлении от 1 июня 2000 года N 427 предусмотрело необходимость руководствоваться перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, установленными в том числе директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Такое правовое регулирование направлено на создание правового механизма социальной защиты ветеранов, проходивших службу в период Великой Отечественной войны в действующей армии, и не может рассматриваться как ущемляющее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стржалковского Юрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. N 677-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стржалковского Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"
Текст определения официально опубликован не был