В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 г., регистрационный N 24635), рассмотрев заявление о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии между ООО "ЭнергоТверьИнвест" (далее - Заявитель) и Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - Респондент) (вх. N ФСТ-1802-31 от 25.01.2013 г.), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
С 2012 года для регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Заявителем, применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2012 год является первым годом долгосрочного периода регулирования для Заявителя.
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э (далее - Методические указания).
Согласно пп. 1 п. 6 Методических указаний, долгосрочные тарифы определяются на основании долгосрочных параметров регулирования (в состав которых, в том числе, входит и базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами), который в течение долгосрочного периода регулирования не меняется.
Приказом Респондента от 27.12.2012 г. N 933-нп "О внесении изменений в приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 N 1068-нп "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоТверьИнвест" городское поселение город Тверь и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2012 год" для Заявителя были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год, а также скорректирован размер необходимой валовой выручки на 2013 год.
Заявителем оспариваются расходы по статьям затрат "Материальные затраты", "Работы и услуги производственного характера", "Расходы на оплату труда", "Прочие расходы" 2013 года (второго долгосрочного периода регулирования), которые относятся к подконтрольным расходам, базовый уровень которых был утвержден Респондентом на 2012 год в соответствии с п. 38 Основ ценообразования и п. 11 Методических указаний.
Представленными сторонами материалами подтверждается факт того, что Заявитель предлагает осуществлять расчет размера учитываемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год расходов по подконтрольным статьям затрат не в соответствии с законодательством, а прямым счетом на основании обосновывающих материалов.
Вышеуказанное требование не может быть удовлетворено в связи с тем, что оно не основано на положениях законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике и тем, что в действиях Респондента в расчете подконтрольных расходов на 2013 год не выявлено нарушения законодательства.
В части неподконтрольных расходов требования Заявителя также не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Респондент учел в тарифах Заявителя на 2013 год по статье затрат "Расходы на оплату труда" (с учетом применения коэффициента индексации по статье затрат "Расходы на оплату труда", учитываемой в составе подконтрольных расходов, утвержденных Респондентом на 2012 год) объем экономически обоснованных расходов в сумме 1 801,35 тыс. руб.
Поскольку объем экономически обоснованных средств, подлежащих учету в тарифах 2013 г. в составе неподконтрольных расходов по статье затрат "Отчисления на социальные нужды", определённый в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и учетом ставки отчислений на уровне 30,2% от объема расходов на оплату труда, составит соответственно для Заявителя: 1 801,35 * 30,2% = 544,01 тыс. руб., и именно данная корректно рассчитанная сумма расходов была учтена Респондентом, то дополнительного учета расходов по данной статье спора в тарифах 2013 года не требуется, и со стороны Респондента не допущено нарушения законодательства.
В части спора по арендной плате ФСТ России отмечает, что Заявителем не было представлено в адрес Респондента на дату принятия решения об установлении тарифов на 2013 год надлежащего экономического обоснования заявленных расходов (в договорах аренды (субаренды) не содержалось сведений о первоначальной (остаточной) стоимости арендуемых объектов, величине их месячной (годовой) амортизации, сроков полезного использования, а также величины ставки налога на имущество (землю), в связи с чем Респондентом не было допущено нарушения при расчете подлежащих учету при установлении тарифов на 2013 год расходов на аренду имущества, положений п. 28 Основ ценообразования, в соответствии с которым расходы на аренду были определены регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В этой связи требования Заявителя в части спора "Арендная плата" не подлежат удовлетворению.
В части спора по статье "Прибыль на капитальные вложения", поскольку у Заявителя на 2013 год отсутствует утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа, Респондент не имел правовых оснований учитывать заявляемые Заявителем по данной статье спора расходы в тарифах 2013 года, так как согласно п. 32 Основ ценообразования, расходы на инвестиции (капитальные вложения) в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Таким образом, требования Заявителя части спора "Расходы из прибыли на инвестиции" противоречат положениям п. 32 Основ ценообразования и не подлежат удовлетворению.
В части спора по статье "Выпадающие доходы", отмечается, что в соответствии с п. 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Впервые тарифы для Заявителя были установлены приказом Респондента от 29.12.2011 г. N 1068-нп "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "ЭнергоТверьИнвест" городское поселение город Тверь и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2012 год", таким образом, предприятие начало осуществлять регулируемую деятельность по передаче электрической энергии только с 01.01.2012 г., и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2011 год для Заявителя Респондентом не устанавливались.
Следовательно, поскольку в 2011 году Заявитель не осуществлял данный регулируемый вид деятельности, то у Респондента не имелось правовых оснований учитывать при установлении тарифов на 2013 год расходы, которые Заявитель понес до начала осуществления регулируемой деятельности.
На основании изложенного, требования Заявителя в части спора "Выпадающие доходы" не подлежат удовлетворению.
В части спора по статье "Некорректный расчет активов (условных единиц электрооборудования) Заявителя на 2012 год" ФСТ России отмечает, что данное требование заявлено Заявителем с пропуском срока для обращения за досудебным рассмотрением спора.
Согласно положениям пункта 2 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669, основанием для рассмотрения спора является заявление, поданное в Федеральную службу по тарифам в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
О допущенной Респондентом при установлении тарифов на 2012 год технической ошибке в количестве учитываемых условных единиц на 2012 год, Заявитель должен был узнать и узнал дважды: в первый раз 29 декабря 2011 года, когда для него Респондентом устанавливались тарифы на 2012 год, и второй раз 30 мая 2012 года, когда Респондентом для Заявителя пересматривались тарифы на 2012 год во исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 1178.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.12.2011 г."
Последним днем срока заявления требований по досудебному рассмотрению споров об оспаривании действий Респондента, совершенных 30 мая 2012 года, является 30 августа 2012 года, а заявление о рассмотрении спора было подано Заявителем 21 января 2013 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 2 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669.
Кроме того, допущенная Респондентом техническая ошибка была последним устранена при установлении тарифов для Заявителя на 2013 год, и по вопросу количества условных единиц, учитываемых при установлении тарифов на 2013 год, спора между сторонами не имеется.
ФСТ России отмечает, что пунктом 7 Основ ценообразования определено, что экономически обоснованные расходы, ранее не учтенные при установлении тарифов, по факту из заявления и документального подтверждения подлежат учету при установлении тарифов на следующий период регулирования, из чего следует, что законодательством предусмотрен механизм компенсации экономически обоснованных расходов, которые по каким-либо причинам не были учтены в тарифах очередного регулируемого периода.
Таким образом, ФСТ России не выявлено нарушения законодательства со стороны Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "ЭнергоТверьИнвест" на 2013 год, в связи с чем, основания для удовлетворения требований ООО "ЭнергоТверьИнвест" отсутствуют.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 16 мая 2013 г. N ДС-16), приказываю:
Отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ЭнергоТверьИнвест" о досудебном рассмотрении спора с Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, связанного с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с законодательством о регулировании деятельности субъектов естественных монополий (вх. N ФСТ-1802-31 от 25.01.2013 г.).
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 16 мая 2013 г. N 576/6-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ЭнергоТверьИнвест" о досудебном рассмотрении спора с Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. N 20