7 июня 1999 г. руководителям органов управления системой образования регионов, ректорам высших учебных заведений Российской Федерации Вами направлено информационное письмо (N 14-55-282ин/15) по вопросу реализации дистанционного обучения в регионах Российской Федерации. В данном письме разъясняется, что высшие учебные заведения вправе периодически осуществлять на базе представительств образовательную деятельность штатными научно-педагогическими работниками вуза и что такая образовательная деятельность, в том числе с использованием информационных технологий обучения, допускается по согласованию с органами управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится представительство.
Данные в письме разъяснения явно выходят за пределы правоспособности представительств. Статья 55 ГК РФ предусматривает, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. В отличие от филиала, который в соответствии с данной статьей может осуществлять все функции юридического лица (в данном случае образовательного учреждения), представительство не вправе осуществлять функции, за исключением тех, которые прямо определены в законе. Иными словами, представительства не могут заниматься образовательной деятельностью, на что ориентирует Ваше письмо.
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты, не прошедшие государственной регистрации, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 предусмотрено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Вышеназванное информационное письмо, определяя функции представительства высшего учебного заведения, является, по существу, завуалированной формой нормативного правового акта.
Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации документы от прокуроров субъектов Федерации свидетельствуют о том, что на основании указанного письма представительства фактически выполняют функции филиалов вузов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Отозвать информационное письмо от 07.06.99 N 14-55-282ин/15, о чем сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 10-дневный срок.
Заместитель Генерального прокурора |
А.А. Розанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 10 февраля 2000 г. N 21-19-2000 "Протест на информационное письмо министра образования Российской Федерации от 07.06.99 N 14-55-282ин/15 "О реализации дистанционного обучения в регионах Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", август 2000 г., N 15