Проведенный Рослесхозом анализ организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах, показал, что по данному вопросу отсутствует единство правоприменения. В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 данного Федерального закона, а также статьям 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда.
Таким образом, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Однако в ряде случаев правоприменительная практика идет по пути возложения ответственности за уборку мусора на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, опираясь на пункт 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе, и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия. При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в соответствии со статьёй 55 Лесного кодекса Российской Федерации очистка от захламления, как правило, проводится одновременно с другими мероприятиями (вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений и т.д.).
Таким образом, очистка лесов от захламления является лесохозяйственным мероприятием, не включающим работы по уборке и вывозу бытовых отходов антропогенного характера.
Учитывая изложенное, Рослесхоз считает, что полномочия по организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю территорию соответствующего муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, и не ограничиваются территорией проживания населения.
В целях эффективной организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах, Рослесхоз просит обеспечить соблюдение законодательства по данному вопросу.
С уважением,
|
В.Н. Масляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 26 ноября 2012 г. N ВМ-03-54/13542 "О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах"
Текст письма официально опубликован не был