Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 2. Справка по результатам публичных консультаций, проведенных в целях экспертизы приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

Приложение 2
к заключению об экспертизе приказа Ростехнадзора
от 29 января 2007 г. N 37
"О порядке подготовки и аттестации
работников организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору"

 

Справка
по результатам публичных консультаций, проведенных в целях экспертизы приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

 

В рамках экспертизы приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - нормативный акт) Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 1 февраля 2013 года по 4 марта 2013 года проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативный акт размещался на официальном сайте Минэкономразвития России и направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "ДЕЛОВАЯ РОССИЯ", Российский союз промышленников и предпринимателей, а также в субъекты Российской Федерации.

Нормативный акт утверждает Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение 1), Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее - Положение 2).

В рамках публичных консультаций поступило 20 отзывов от субъектов предпринимательской и иной деятельности (организаций, представляющих интересы указанных субъектов) и от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности от:

АНО "ЦСЭЭ";

Национальное объединение строителей.

НП СРО "ОСАО";

НП СРО "ЭнергоСтройАльянс";

ОАО "Атомредметзолото";

ОАО "Мечел";

ОАО "Монди СЛПК"

ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность";

ОАО "Соликамскбумпром";

ОАО "ТНК-ВР Менеджмент";

ОАО "Холдинг МРСК";

ОАО "Холдинговая компания Металлоинвест"

ОАО Нефтяная компания "Роснефть";

Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"

ООО "СМ-Вест"

РФЯЦ-ВНИИТФ;

СРО НП "Гильдия проектных организаций Южного округа";

СРО НП "Строители Свердловской области";

Торгово-промышленная палата Российской Федерации

ФГУП "ПСЗ";

Физическое лицо

Свод замечаний и предложений полученных в результате публичных консультаций по нормативному акту прилагается.

 

Свод замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по приказу Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

 

Структурный элемент проекта акта

Замечания и (или) предложения

Комментарии Минэкономразвития России

Пункт 2

Положения 1

Порядок подготовки, аттестации руководителей и специалистов в электроэнергетике осуществляется в соответствии с требованиями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19 февраля 2000 г. N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 16 марта 2000 г. N 2150, далее - ПРПЭ), т.е. на 7 лет раньше разработки Приказа N 37.

Для электроэнергетики регулирование Приказом N 37 в полной мере является избыточным, поскольку существует другой документ, регулирующий аналогичные вопросы (ПРПЭ). Согласно пункту 1.2. ПРПЭ, правила являются руководящим документом для персонала предприятий, организаций и учреждений (далее - организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта, т.е. охватывают весь цикл работы с персоналом от подготовки по новой должности, обучения, проверки знаний до проведения периодичности обучения, инструктажей и пр.

Более того, в каждой организации в соответствии с пункту 5.1. ПРПЭ должен быть разработан порядок проведения работы с персоналом, согласован с органами Госэнергонадзора и утвержден руководителем организации.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Пункт 4

Положения 2

Проверка знаний рабочих основных профессий в области безопасности проводится в объеме квалификационных требований, а также в объеме требований производственных инструкций.

Исключение из трактовки слов "и/или инструкций для данной профессии" вносит ясность в процесс проведения проверки знаний, т.к. "инструкции для данной профессии" это, по своей сути, инструкции по охране труда для данной профессии.

Инструкции для конкретной профессии должны быть разработаны на основе типовой инструкции, но для рабочих основных профессий, поднадзорных Ростехнадзору, в большинстве своем они отсутствуют, что вызывает вопросы при проведении проверок со стороны территориальных органов Ростехнадзора.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Подпункт а) пункта 10 Положения 1

Нормативный акт в части требования по аттестации специалистов осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт опасных производственных объектов (далее ОПО) необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В пункте 2 статьи 9 "Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта" Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее N 116-ФЗ), в рамках реализации которого утвержден нормативный акт, предусмотрено требование о прохождении подготовки и аттестации в области промышленной безопасности только работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В статье 8 "Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта" N 116-ФЗ, такого требования к работникам строительных организаций нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 N 116-ФЗ, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, работает оборудование, ведутся горные работы. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОПО в данном приложении отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать, в том числе нормам строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Положением 1 нормативного акта предусматривается предаттестационная подготовка и аттестация, в том числе специалистов осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОПО на знание правил промышленной безопасности. При этом данные правила не содержат, или содержат только некоторые строительные нормы и правила.

Таким образом, НПА противоречит нормам N 116-ФЗ и устанавливает необоснованное требование по аттестации специалистов, осуществляющих строительную деятельность.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Пункт 12

Положения 1

Пункт 12 Положения 1 предлагается представить в следующей редакции:

Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

- при назначении на должность;

- при переводе на другую работу, отличающуюся от предыдущей по условиям и наличию дополнительных требований нормативных документов в области промышленной безопасности;

- при переходе из одной организации в другую. Действующая редакция пункта предусматривает необходимость постоянного проведения аттестации работника при переводе его на другую работу даже при наличии действующих, (на момент перевода) результатов аттестации в области промышленной безопасности.

Предлагаемое изменение позволит исключить вышеуказанное несоответствие и проводить аттестацию работника при переводе его на другую работу только по тем Правилам и нормам безопасности, по которым он не был аттестован и которые ему необходимы при выполнении новых функциональных обязанностей.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

Считаем целесообразным в пункте 12 Положения 1 увеличить сроки прохождения первичной аттестации специалистов, до трех месяцев. Это вызвано повышенной нагрузкой на аттестационные комиссии Ростехнадзора.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Вследствие того, что ко всем работникам в рамках одной области аттестации предъявляются одинаковые аттестационные требования, результаты аттестации должны относиться к конкретному физическому лицу без учета занимаемой должности и организации-работодателя. В настоящее время в аттестационном удостоверении указывается ФИО, должность и название организации. Предлагаем убрать название должности и организации. При назначении на новое место работы сотрудник должен быть аттестован только по недостающим областям. Периодическая аттестация должна проводиться в сроки, предусмотренные соответствующими нормативными актами (например: раз в три года или раз в пять лет)

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Дополнить новым абзацем:

При переходе на другую работу (должность), в другую организацию, а также  при расширении области аттестации, возможна первичная аттестация специалистов без прохождения предаттестационной подготовки при наличии подтверждения действующей аттестации на прежнем месте работы. Очередная аттестации проводится без предаттестационной подготовки.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Порядок аттестации обязывает проходить обучение и проверку знаний (аттестацию) в случае увольнения работника и его поступления в другую организацию, а также при переводе работника на другую должность в той же организации.

При этом не учитывается возможность поступления работника на аналогичную ранее занимаемой должность. В итоге, вполне возможна на практике ситуация, когда работник, получив удостоверение об аттестации, увольняется (переводится) и при поступлении на аналогичную должность вновь обязан проходить обучение. Все это ведет к излишним тратам организаций (временным и денежным), обязанных направлять работников на обучение и проверку знаний (аттестацию) вновь.

Примечание: выше не рассматривалась ситуация с проведением инструктажей по безопасности.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

Пункт 12 Положения 1 предлагается представить в следующей редакции:

Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:

при назначении на должность неаттестованного ранее специалиста;

при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по дополнительным областям;

при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по областям, по которым специалист не аттестован ранее.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Пункт 13

Положения 1

Установить периодичность аттестации одинаковую для всех специалистов и по всем видам надзора - 5 лет

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

В настоящее время аттестация работников организаций в строительном производстве регулируется п. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК). Установленные обсуждаемым НПА сроки и порядок проведения аттестации практически не отличаются от сроков и порядка проведения аттестации осуществляемых в соответствии с ГрК.

Кроме того, тематика проверяемых вопросов в соответствии с областью аттестации, для работников организаций осуществляющих строительство, утвержденной Приказом от 06.04.2012 г. N 233, практически не содержит вопросов, относящихся непосредственно к безопасному производству работ влияющих на безопасность строящихся объектов. Представляется целесообразным вопросы промышленной безопасности ввести одной из областей аттестации проводимой в соответствии с требованиями ГрК.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

Пункт 18

Положения 1

Дополнить пункт двумя дополнительными абзацами:

О времени и месте работы аттестационной комиссии территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору должен быть уведомлен не менее чем за десять дней. В случае невозможности присутствия представителя территориального органа Ростехнадзора в указанный срок, возможен перенос срока заседания комиссии не более чем на 5 рабочих дней на основании обращения территориального органа Ростехнадзора. При отсутствии обращения Ростехнадзора о необходимости переноса срока не явка представителя комиссии территориального органа Ростехнадзора для участия в работе аттестационной комиссии организации, в том числе и в случаях, если обязательность их участия предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами, не является основанием для отмены заседаний комиссии и не влияет на принятие комиссией решений в рамках ее компетенции.

Решением руководителя организации, численностью менее 5 тыс. человек, аттестационная комиссия может не создаваться. При этом аттестация специалистов организации проводится в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Относительно первого дополнительного абзаца:

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами в отдельных случаях требуется обязательное проведение аттестации работника с участием представителя Ростехнадзора. Имеются случаи не прибытия представителя Ростехнадзора для участия в проведении аттестации специалистов, что вызывает необходимость переноса или срыва проверки знаний. Результатом этого является допуск на объекты неаттестованного работника. Проведение аттестации без участия представителя Ростехнадзора (в случаях обязательного его присутствия) вызывает риски отстранения работников от работы по причине аттестации не легитимной комиссией. Принятие вышеуказанного дополнения в приказ позволит исключить отмеченные проблемы и риски.

Относительно второго дополнительного абзаца:

Действующей редакцией приказа предусмотрено прохождение аттестации специалистов организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, только в аттестационной комиссии предприятия (АКП). При этом в отдельных обществах при незначительной численности работающих, возникают сложности по созданию полноценных АКП. Кроме того, зачастую в состав комиссий включают работников, не имеющих никакого отношения к производству, к вопросам промышленной безопасности.

Предоставление права прохождения аттестации специалистов организаций, не имеющих собственных АКП, в территориальных аттестационных комиссиях устранит вышеуказанную проблему.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

В пункте 18 Положения 1 об аттестации установлены требования к составу аттестационных комиссий поднадзорных организаций, закреплена норма, согласно которой по инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами.

В связи с особой важностью деятельности по проведению обсуждаемой аттестации и необходимостью достижения высокой качественности её результатов представляется необходимым внести в пункте 18 Положения 1 об аттестации изменения, согласно которым в аттестационные комиссии в обязательном порядке должен включаться представитель территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с правом решающего голоса

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Пункт 18

Положения 2

"Перед допуском к самостоятельной работе на объекте рабочие проходят инструктаж по безопасности в объеме производственной инструкции и стажировку на рабочем месте".

или

"Перед допуском к самостоятельной работе на объекте рабочие проходят инструктаж по безопасности в объеме инструкции для данной профессии и стажировку на рабочем месте."

Из-за отсутствия конкретизации в термине "инструктаж по безопасности" со стороны контролирующих органов возникают претензии к порядку проведения инструктажа. На предприятии установлен порядок производства инструктажей по охране труда, что также относится к обеспечению соблюдения требований безопасности, в том числе и промышленной, (согласно статьи 3. пункт 2. ФЗ N 116-ФЗ от 21.07.1997). Контролирующие органы (считаем что необоснованно) обращают внимание на проведение инструктажей, но в объеме производственных инструкций.

 

Пункт 20

Положения 1

Пункт 20 Положения 1 дополнить новым абзацем:

- руководители, члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек;

- специалисты организаций, не имеющих аттестационных комиссий;

Существующий порядок аттестации руководителей, членов аттестационных комиссий организаций, численность работников которых более 2000 человек, требует отрыва руководящего состава, членов аттестационной комиссии предприятия от управления производством, значительных финансовых затрат, связанных с командировками в г. Москву для прохождения аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Кроме того, привязка к параметру "численность работников организации менее 2000 человек" не является в достаточной степени объективной, при высокой численности работников, в организации может находиться всего несколько опасных производственных объектов в следствии чего, значительная часть персонала предприятия ни каким образом не связана с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Предлагаемые изменение (аттестация в территориальных аттестационных комиссиях по месту расположения организации, изменение количественной составляющей критерия "численность работников организации) позволит сократить дополнительные значительные финансовые и непроизводственные временны затраты, без ухудшения уровня состояния промышленной безопасности предприятия.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

Пункт 20 Положения 1 изложить в следующей редакции:

В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ;

члены аттестационных комиссий организаций;

руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;

специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

 

Предприятия несут существенные финансовые затраты, связанные с направлением членов аттестационной комиссии предприятия в Центральный аппарат Ростехнадзора (Москва) из регионов.

Для многопрофильных предприятий (с численностью более 2000 человек), имеющих оборудование и технические устройства, попадающие в области промышленной безопасности А, Б 1 - Б 10, Г 1. - Г 3., Д (согласно приложению 1 Положения 1), необходимо провести аттестацию (минимум) 20 - 25 человек (руководителей предприятия, их заместителей, членов аттестационных комиссий, экспертов по промышленной безопасности и т.д.).

Аттестация в ЦАК Ростехнадзора связана с временными и организационными ограничениями (только в определенный день и только определенному количеству лиц).

Принимая ориентировочную стоимость затрат на 1 аттестацию

в 60 000 руб. (с учетом проезда (Челябинск-Москва) и проживания в гостинице;

необходимое количество аттестуемых в 20 человек и количество областей аттестации на 1 аттестуемого - 2, затраты по предварительным оценкам составят:

60 000 * 20 * 2 = 2 400 000 руб.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта. Учтено при проведении экспертизы нормативного акта.

Пункт 21

Положения 1

Изменить пункт 21 Положения 1:

В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

руководители организаций и их заместители, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 5000 человек;

- члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 5000 человек;

- иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Пункт 21 Положения 1 изложить в следующей редакции:

В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Аттестацию руководителей и специалистов, членов аттестационных комиссий предприятий проводить в территориальных аттестационных комиссиях.

В Центральной аттестационной комиссии проводить аттестацию руководителей и специалистов, членов аттестационных комиссий крупных холдинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов РФ, руководителей и специалистов экспертных, и проектных организаций.

 

Требование пункта 21 Положения 1 в части аттестации в ЦАК членов аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек, представляется избыточным и недостаточно обоснованным:

1. При условии возможности самоподготовки и принятой в РТН единой системы компьютерного тестирования присутствие аттестуемых в ЦАК теряет смысл.

2. Появляется необходимость замещения руководителей и специалистов на время поездки в ЦАК.

Увеличивается нагрузка на бизнес:

1. Необоснованные затраты на командировки: на крупных предприятиях с большим количеством опасных объектов количество членов АК превышает 20 человек.

2. Потери рабочего времени: необходимость на время замещения руководителя аттестовать в ЦАК большее количество специалистов.

 

пункт 21 Положения 1 в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:

члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек;

Требование пункта является чрезмерным для организаций. Подразумевается что члены аттестационных комиссий организаций, которые аттестуются в территориальных комиссиях Ростехнадзора получают по всей видимости какой-то иной уровень знаний и проверка проходит по какой-либо иной процедуре? Тем самым возникает вопрос - чем отличается квалификация территориальной аттестационной комиссии и Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора?

Требуются значительные временные и материальные затраты для прохождения аттестации руководителей и специалистов организаций в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора (г. Москва).

 

Необходимо признать, что серьезных прямых денежных издержек субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с принятием нормативного акта не несут. В качестве таких издержек можно привести уплату государственной пошлины за выдачу удостоверений (800 руб.), оплату командировочных расходов, расходов на проживание, амортизацию транспортных средств.

В то же время установленная данным нормативным актом процедура подготовки и, особенно, аттестации специалистов, выражается в серьезных временных издержках, выражающихся в отрыве специалистов от работы. В частности, нормативным актом установлено, что аттестация специалистов может осуществляться только в центральной аттестационной комиссии или территориальных аттестационных комиссиях. Как должна проводиться аттестация специалистов ОПО нормативный акт не определяет. В этой связи Ростехнадзор пошел по пути издания иных актов, которые детализируют нормативный акт (и которые, кстати, не регистрируются Минюстом России). Так, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 июля 2010 г. N 591 утверждено Положение об организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с п. 12 этого приказа "Контроль знаний аттестуемых осуществляется в аттестационных комиссиях Службы в очной форме в помещениях, занимаемых центральным аппаратом и территориальными органами Службы, с применением программных средств и использованием экзаменационных тестов, утверждаемых Службой".

Таким образом, для проведения аттестации специалистам ОПО приходится ехать иногда за сотни километров в ЦАК или ТАК.

И это при том, что вообще-то говоря качественно подготовиться к аттестации не представляется возможным по той причине, что, как отмечено выше, должны быть "Экзаменационные тесты, утвержденные Службой". Кто их видел, например на сайте, Ростехнадзора? Да никто. Странно как-то получается. Служба себе поставила задачу своим приказом и сама же, извините, начхала, на это. Это какое-то ноу-хау в образовательной деятельности: мы вас будем аттестовывать, но по каким вопросам не скажем.

 

Пункт 26

Положения 2

Порядок аттестации во многом дублирует положения трудового законодательства по охране труда и технике безопасности, в особенности, что касается подготовки и проверки знаний работников организаций рабочих специальностей. Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, предусматриваются аналогичные формы подготовки, включая виды инструктажей и проверки знаний со стажировкой. Совпадение относится и к срокам такой подготовки, ее периодичности.

Так, повторный инструктаж проводится в объеме первичного и под руководством непосредственного руководителя работ, что в случае с инструктажем по охране труда, что вот по вопросам безопасности, установленным Порядком аттестации Ростехнадзора.

Более того, предусмотренная п. 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору проверка знаний производственных инструкций работниками организаций аналогична по форме проверке знаний по охране труда, установленной Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. При этом четко разграничить на практике вопросы охраны труда и промышленной, энергетической и т.д. безопасности представляется проблематичным. Указанные вопросы включаются в производственные инструкции по должности, профессии.

 

Раздел 2

Положения 2

К полномочиям Ростехнадзора законодательством не отнесено регулирование вопросов получения гражданами начального и прочих уровней образования. По этой причине представляется не ясным сам статус подготовки, изложенный в разделе II "Профессиональное обучение рабочих основных профессий" Положения 2, о каком "образовании" идет речь и какова необходимость его получения в случае поступления на работу лиц, имеющих соответствующее профильное образование (начального, среднего или высшего уровней образования)? Аналогично - аттестация, предусмотренная для специалистов Положением 1?

Необходимо принимать во внимание и действующие профессиональные образовательные стандарты, утверждаемые Минобрнауки России, которые, если того требует выполнение трудовых обязанностей по специальности (должности), включают в себя и изучение с последующей аттестацией вопросов промышленной безопасности. Что, в итоге, делает излишним прохождение спецкурсов отдельными работниками для осуществления ими профессиональной деятельности (вчерашнего выпускника с "красным" дипломом, который уже был аттестован на предмет знаний по промышленной безопасности, ждет очередное обучение и аттестация?).

Как следствие изложенного, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда поднадзорные Ростехнадзору организации вынуждены нести значительные и необоснованные расходы, оплачивая услуги псевдо образовательных организаций (в среднем стоимость "корочки" составляет около 2000 руб. для рабочих специальностей) в отношении работников уже имеющих подтвержденное соответствующим дипломом профессиональное профильное образование.

Указанное, в том числе, является и нарушением конституционных прав работников на образование и труд, не имеющих возможности для свободной реализации своих прав в качестве подготовленного и аттестованного специалиста, о чем имеется диплом государственного образца.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

В целом по нормативному акту

В целом, объекты, подконтрольные Ростехнадзору, потенциально опасны, и их безопасная эксплуатация важна для интересов безопасности государства, жизнеобеспечения населения. Именно поэтому их должны обслуживать квалифицированные руководители и специалисты. Соответственно и порядок оценки их квалификации должен устанавливаться государством.

Вместе с тем, применительно к электроэнергетике требования явно излишние, дублируют порядок подготовки и проверки знаний, устанавливаемый уполномоченным на это органом исполнительной власти - Минэнерго России (подпункт 4.2.10. Положения о Минэнерго России, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 - самостоятельно принимает единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в электроэнергетике)

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Необходима дифференциация программ обучения и аттестации для сотрудников разного уровня в соответствии с их функциональными обязанностями.

 

Введение данного нормативного акта государственного регулирования заставит нести малый бизнес дополнительные необоснованные издержки при выполнении работ (оказании услуг) не оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Издержки на подготовку к аттестации и аттестацию, только по отрасли строительство, могут превысить 1 млрд. 500 млн. рублей в год. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо разработать к нормативному акту однозначные и исчерпывающие Приложения, с перечнем должностей специалистов и профессий работников, в отношении которых применяются требования настоящего нормативного акта.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Считаем целесообразным проводить аттестацию специалистов не в привязке к организации, а в привязке к специалисту и к "Областям аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (утвержденным Приказом Ростехнадзора от 6 апреля 2012 года N 233). Таким образом, работодателю удастся избежать необоснованных трат в случае перехода специалиста из одной организации в другую, а сам специалист, не будет вынужден проходить аттестацию повторно. Кроме того, специалисту дополнительно не придется аттестоваться и в том случае, если он собирается работать по совместительству.

Кроме того, следует предусмотреть создание Единого реестра аттестованных специалистов, предусмотрев при этом его размещение в открытом доступе, в том числе сети Интернет.

Данный подход соответствует международной практике.

 

1. Нормативный акт неоднозначно определяет, какие категории подлежат обязательной аттестации: то ли руководители и специалисты, то ли специалисты.

О подготовке и аттестации специалистов речь идет в п.п. 2, 3, 5, 10, 11, 12, 13, 19 указанного приложения к нормативному акту.

Но в п.п. 14, 15, 20, 21 и 24 аттестовываться должны руководители и специалисты.

Указанное противоречие свидетельствует об юридико-лингвистической неопределенности нормативного акта, выражающееся в возможности применения двусмысленных требований в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и связанных с этим возможных злоупотреблений.

2. Основное положение нормативного акта, необоснованно затрудняющее ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности заключается в том, что аттестация специалистов, эксплуатирующих ОПО и членов аттестационных комиссий организаций должна осуществляться в аттестационных комиссиях Ростехнадзора. На наш взгляд, аттестация руководителей и специалистов не должна проводиться в той структуре, которая в свою очередь осуществляет по существу контроль (надзор) за деятельностью ей же аттестованных специалистов.

Такая практика:

а) противоречит существующим международным практикам, например при проведении сертификации на соответствие стандартам серии ИСО, когда в основу объективности внешней оценки ставится принцип независимости органа по сертификации и сертифицируемой организации;

б) противоречит сложившимся отечественным практикам:

- постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 г. N 1/29 устанавливает порядок обучения и проверки знания требований охраны труда в организациях. Вопрос охраны труда не менее важен и ответственен, чем вопрос безопасной эксплуатации ОПО. Однако, в соответствии с этим документом органы надзора (государственные инспекции труда в субъектах РФ) не проводят проверку знаний требований охраны труда, а осуществляет контроль за ее проведением;

- Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. N 645 установлен порядок обучения и проверки знаний мер пожарной безопасности. Вопрос пожарной безопасности также не менее важен и ответственен, чем вопрос безопасной эксплуатации ОПО. Однако и в этом документе органы государственного пожарного надзора не проводят проверку знаний требований пожарной безопасности, а осуществляет контроль за ее проведением;

3. Нормативный акт зарегистрирован в Минюсте РФ 22 марта 2007 г. за N 9133. Очевидно, что изменения в зарегистрированный нормативный акт также должны регистрироваться в Минюсте. Ничего подобного с данным нормативным актом не происходит.

Приложение 1 к Положению 1, утвержденному нормативному акту, устанавливает форму протокола и удостоверения об аттестации. В этих формах однозначно определены т.н. области аттестации: А, Б (от Б1 до Б12), В (а это т.н. "экологическая безопасность", только не понятно причем здесь в настоящее время Ростехнадзор) и т.д.

Поддержание нормативного акта в актуальном состоянии - это понятная и нужная задача. Жизнь идет вперед, появляются новая техника и технологии. Наверняка нужно уточнять и области аттестации специалистов. Но как лихо решается такая задача. Ростехнадзор издает приказ от 06.04.2012 г. N 233 Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, который по существу вносит изменения в анализируемый нормативный акт. Так, в соответствии с этим документом аттестовываться специалисты теперь должны уже в других областях по сравнению с теми, которые установлены нормативным актом. Так, вместо области "А" вдруг появляются новые области А1, А2, А3, А4 и т.д. При этом, ни о какой регистрации в Минюсте речи вообще не идет.

Еще раз подчеркнем: поддерживать документ в актуализированном состоянии - прямая обязанность издавшего его органа, но зачем же это делать с нарушением действующего законодательства?

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

В приказе отсутствуют сведения об оплате государственной пошлины за выдачу документов об аттестации. Желательно иметь единую норму в вопросе оплаты госпошлины, т.к. в настоящее время ЦАК требует оплату после аттестации, а ТАК до аттестации? Будет ли необходима оплата госпошлины для внеочередной аттестации?

 

Конституция Российской Федерации декларирует право каждого работника на безопасный труд. Обучение работников является превентивными мерами, напрямую изменяющими показатели деятельности организаций в ряде факторов, отражающих изменение в безопасных условиях работы, мотивации работников, их функционального поведения и социальных взаимоотношений. А также оно ведет к

- снижению вероятностей аварий и поломок оборудования, угроз жизни и здоровью людей,

- увеличению скорости работы (реакции на аномальные ситуации),

- снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий работников, связанное с закреплением в процессе обучения навыков более грамотного управления техническими системами,

- предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций,

- обмену информацией между работниками различных организаций, проходящих обучение вместе, распространению передового опыта и инноваций,

- уважению к труду, ощущение уверенности и собственной значимости на производстве.

Ростехнадзором изначально дано некорректное определение обучения как предаттестационная подготовка. По сути это краткосрочное повышение квалификации или дополнительное профессиональное обучение и, следовательно, организация обучения должна соответствовать требованиям следующих документов:

- согласно ст. 214 Трудового Кодекса Российской Федерации "работник обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ";

- согласно п. 1.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 610 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 213) "Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач";

- согласно п. 1.7 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 г. N 610 "Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников".

Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 г. N 37 определил четкие требования аттестации специалистов в комиссиях разного уровня, при этом минимизирована роль обучения. Аттестация должна являться лишь подтверждением факта освоения поставленных целей при обучении и документом, позволяющим допуск к выполнению определенных работ.

Для прохождения аттестации в комиссиях Ростехнадзора организации обязаны представлять множество не вполне обоснованных документов, выстаивать бесконечные очереди в канцелярии, на аттестацию, в секретариаты и не по одному рабочему дню. Ожидание оформленных документов в Ростехнадзоре (протоколов и удостоверений, дающих право допуска работника) составляет от двух до шести месяцев. При этом любое решение работодателя по допуску или недопуску работника к выполнению его обязанностей неверно!

Для ликвидации необоснованных временных и материальных затрат организаций считаем необходимым пересмотреть данный нормативный правовой акт, делегировать права и ответственность подготовки и аттестации специалистов обучающим организациям.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.

Порядок аттестации принят во исполнение ряда перечисленных им федеральных законов. Однако в действительности лишь только некоторые из них предусматривают возможность установления государством порядка подготовки и аттестации работников организаций - федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". И при этом только ограниченного числа работников организаций, профессиональная деятельность которых связана с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и лиц занятых на атомных станциях, согласно установленного списка должностей.

Также необходимо принять во внимание, что Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, непосредственно не предусмотрены полномочия Ростехнадзора по установлению порядка аттестации работников организаций.

Одновременно, согласно п. 7 Положения о Ростехнадзоре, при осуществлении нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Ростехнадзор не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции ограничения на осуществление прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

 

Разделом II Положения 1 предусмотрено проведение подготовки специалистов по вопросам безопасности, однако, требования к организациям, осуществляющим такую подготовку недостаточны. Среди основных недостатков можно отметить:

1. Отсутствия четких критериев к численному (в том числе штатному) составу организации, осуществляющего подготовку.

В п. 6 рассматриваемого документа фигурирует лишь "размытая" фраза "в необходимом количестве". Такие нечеткие требования несут ряд существенных вопросов.

Например, не понятно, достаточно ли иметь одного штатного преподавателя в организации, осуществляющей предаттестационную подготовку, если учесть что данный преподаватель осуществляет подготовку по всем областям аттестации, предусмотренных приказом Ростехнадзора N 233 от 06.04.2012 г.?

2. Отсутствие критериев к квалификации, образованию специалистов осуществляющих подготовку, к их опыту (стажу) работы в преподаваемой области;

3. Отсутствие требований к наличию необходимых помещений для подготовки;

4. Отсутствие требований к наличию соответствующего технического и программного обеспечения.

5. Отсутствию требований к объемам подготовки (количеству часов) для конкретных областей аттестации.

В рамках реализации пункта 5 Положения 1 приказом Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155 утверждена Типовая программа по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений" для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". Следует отметить, что данная программа в значительной степени не актуализирована, что затрудняет ее применений организациями, осуществляющими подготовку. Кроме того, данная программа во многом не соответствует тестовым заданиям, применяемым Ростехнадзором при аттестации специалистов.

 

Издержки сократятся. Так, средняя стоимость обучения в области промышленной безопасности для одного сотрудника обойдется организации от 12000 руб. В соответствии с минимальными требованиями установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель обязаны обучить не менее 5-ти специалистов инженерного состава по правилам установленным нормативным актом. По данным Росстата в 2012 году средняя заработная плата в России составляла 22800 руб. Период подготовки и проведения аттестации в области промышленной безопасности составляет 14 дней. В этот период работодатель оплачивает работникам среднюю заработную плату. Если считать, что среднее количество рабочих дней в месяце составляет 21 день, получаем следующий расчет:

22800 руб. (средняя з/п) : 21 день (среднее количество рабочих дней в месяце) х 14 дней (продолжительность обучения) + 12000 руб. (стоимость обучения) = 27200 руб. (стоимость обучения одного ИТР работника для работодателя)

27200 руб. (стоимость обучения одного ИТР работника для работодателя) х 5 чел. (минимальная численность, установленная 207 постановлением Правительства) = 136200 руб. стоимость обучения минимального количества только ИТР работников.

Таким образом, общая финансовая нагрузка, которая возложена НПА на работодателя при обязательном обучении только 5 ИТР работников, составляет минимум 136200 руб.

Если считать, что в Российской Федерации 100 тысяч строительных компаний выходят на опасные производственные объекты, приблизительная стоимость обучения только ИТР составит 13 620 000 000 руб. В соответствии с требованиями нормативного акта обучение должны пройти не только ИТР, но и работники рабочих специальностей, следовательно общая финансовая нагрузка будет ещё больше.

Разработчику нормативного акта предлагается ознакомиться с данной позицией и учесть при доработке проекта акта.