Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/4/20248
Вопрос: ГУП оказывает услуги по обслуживанию воздушных судов по тарифам, регулируемым Правительством области.
20 ноября 2012 г. Правительство Оренбургской области вынесло постановление N 982-п "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета субсидии организациям воздушного транспорта на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг в аэропортах по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области".
Данный порядок устанавливает условия и механизм предоставления из областного бюджета субсидии организациям воздушного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание пассажиров и воздушных судов, российских и иностранных эксплуатантов на территории области.
Размер субсидии определяется как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения экономически обоснованных тарифов, и доходами организации, полученными за обслуживание пассажиров и воздушных судов, российских и иностранных эксплуатантов на территории области по тарифам, утвержденным постановлением правительства области.
Также между предприятием и Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли области был заключен договор о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по тарифам, регулируемым Правительством области.
В соответствии с данным договором в 2012 году ГУП была выделена субсидия. Получатель субсидии обязан предоставлять отчет о потерях в доходах по форме согласно приложению к договору.
Субсидия была выделена на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Просим разъяснить, подлежат ли включению в состав доходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль денежные средства, выделяемые из бюджета в виде субсидий.
Вправе ли предприятие не учитывать данную субсидию в налогооблагаемой базе по налогу на добавленную стоимость?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных из бюджета на возмещение недополученных доходов за оказанные услуги ввиду применения регулируемых тарифов, и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Положениями статьи 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.