Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе реализации в 2012 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и одобрить проект* Решения Совета глав правительств СНГ по данному вопросу (прилагаются), подготовленные заказчиком - координатором Программы Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Российская Федерация).
2. Внести указанные проекты документов на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
От Азербайджанской Республики
Министр экономического
развития
От Республики Армения
Вице-премьер-министр
Республики Армения, Министр
территориального управления
Полномочный представитель
Республики Таджикистан в
Комиссии по экономическим
вопросам при Экономическом
совете СНГ
А. Геворкян
От Республики Беларусь
Первый заместитель
Премьер-министра
В. Семашко
От Республики Казахстан
Заместитель Премьер-министра
К. Келимбетов
От Кыргызской Республики
Заместитель Министра
экономики
Министр экономического
развития и торговли
О. Панкратов
От Республики Молдова
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Молдова в
Российской Федерации
А. Галбур
От Российской Федерации
А. Белоусов
От Республики Таджикистан
Ф. Холбобоев
От Туркменистана
От Республики Узбекистан
От Украины
И. Прасолов
Информация
о ходе реализации в 2012 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года
В ноябре 2008 года Совет глав правительств СНГ принял решение о разработке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Программа), а 21 мая 2010 года определил заказчиком - координатором Программы Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Российская Федерация). Экономический совет СНГ 17 июня 2010 года определил Государственный университет - Высшую школу экономики головным разработчиком указанной Программы.
На заседании Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года в г. Санкт-Петербурге Программа была принята. Решение по данному вопросу подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина.
Программа заложила основу для формирования инновационного пространства Содружества.
Кроме того, этим Решением Совета глав правительств СНГ:
на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах возложены функции Наблюдательного совета Программы;
национальных разработчиков Программы - функции национальных контактных центров;
головного разработчика Программы - функции координационного и методического центра по методическому обеспечению и организации взаимодействия национальных контактных центров.
Главная задача Программы - предложить механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные проекты других форматов, а также взаимодействовать с целевыми программами государств - участников СНГ.
После принятия Программы выбор Оператора Программы стал ключевым и одновременно наиболее сложным вопросом. В целях выработки решения Россотрудничество образовало совместную рабочую группу с участием представителей бизнеса, академической науки и экспертного сообщества государств - участников СНГ.
Экономический совет СНГ 9 декабря 2011 года по представлению заказчика - координатора Программы возложил функции Оператора Программы на некоммерческую организацию "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (Фонд "Сколково"), который имеет возможности помогать реализации инновационных проектов государств - участников СНГ.
В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ заказчиком - координатором Программы совместно с Оператором Программы был разработан проект Положения об Операторе, который рассматривался на заседании Экономического совета СНГ 20 марта 2012 года. В нем были учтены все предложения, поправки и рекомендации, представленные национальными государственными заказчиками и разработчиками. В результате Положение об Операторе было утверждено Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2012 года. Этим же Решением Совета глав правительств СНГ Россотрудничество и Фонд "Сколково" включены с правом голоса в состав Наблюдательного совета Программы.
Формат Положения об Операторе Программы, с одной стороны, отвечает национальному законодательству и целям Программы, а с другой - позволяет Фонду "Сколково" приступить к ее реализации и напрямую работать с государствами - участниками СНГ. Так, уже началось конкретное практическое взаимодействие Оператора Программы с национальными контактными центрами, научно-исследовательскими организациями и инновационными компаниями разных государств.
Проводится работа по основным направлениям Программы, в частности, осуществляется взаимодействие по включению экспертов государств - участников СНГ в экспертные коллегии Фонда "Сколково" (поступили кандидатуры более 200 ученых), а также организовано рассмотрение конкретных тем исследований, представленных международными коллективами исследователей и разработчиков (более 30 предложений).
Началась проработка проектов по созданию совместных корпоративных центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИИОКР) между Оператором Программы и крупнейшими предприятиями Республики Беларусь, а также по развитию инновационного сотрудничества приграничных регионов государств - участников СНГ.
Разрабатываются предложения, адресованные государствам - участникам СНГ, относительно возможности использования имеющейся у Оператора Программы научно-образовательной инфраструктуры, в том числе в связи с началом работы Сколковского института науки и технологий, Открытого университета "Сколково".
Положение об Операторе Программы позволяет сформировать общие механизмы принятия решений по поддержке передовых инновационных проектов каждого из государств - участников СНГ. Такими механизмами могут быть, помимо расходов бюджета государств, формирование фонда целевого капитала Сколковского института науки и технологий, аккредитация различных международных и национальных венчурных фондов в проекте "Сколково".
Осознание большого потенциала такого сотрудничества, консолидирующего и интегрирующего ученых, исследователей и промышленные круги государств - участников СНГ делает Программу нацеленной на саморегулирование и постоянное обновление.
Сочетание механизмов реализации Программы и идеи построения новой инновационной экономики способствует не только восстановлению единого научно-промышленного пространства государств - участников СНГ, но и стремительному развитию новых связей между молодыми учеными и инновационными бизнес-кругами государств - участников СНГ.
В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ заказчиком - координатором Программы совместно с Оператором Программы был разработан проект Комплекса мероприятий на 2012-2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, который обсуждался участниками Программы на заседаниях экспертной группы в марте - апреле 2012 года и был одобрен членами Экономического совета СНГ 21 июня 2012 года.
В Отделении Исполнительного комитета СНГ 3 сентября 2012 года в г. Москве состоялось совещание представителей государств - участников СНГ по уточнению положений проекта указанного документа, после чего Комплекс мероприятий на 2012 - 2014 годы был утвержден на заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 года в г. Ялте. В основу документа легли идеология Программы, а также предложения государств - участников Программы и Фонда "Сколково".
Комплекс состоит из нескольких тематических блоков, включающих нормативно-правовое, организационно-технологическое, информационное и кадровое обеспечение Программы, а также систему финансирования программных мероприятий и инновационных проектов. Каждый блок - это конкретные мероприятия, которые можно рассматривать как отдельный проект, с четко указанными сроками и конкретными исполнителями - Оператором, разработчиками и участниками Программы, который координируется Наблюдательным советом Программы с участием заказчика- координатора и национальных государственных заказчиков, сопровождается национальными контактными центрами, Координационным и методическим центром по методическому обеспечению и организации взаимодействия национальных контактных центров. Функции каждого из перечисленных органов определены в Программе.
Выполнение Комплекса позволит реализовать отдельные проекты и обеспечить подготовку обоснований для принятия решений о разработке межгосударственных целевых программ, предусмотренных Программой (например, "Кадровое обеспечение межгосударственного инновационного сотрудничества", "Совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры" и др.).
Кроме того, Программой предусмотрены организационные мероприятия по ее реализации на 2011-2012 годы, которые направлены прежде всего на подготовку первоочередных нормативных правовых документов, обеспечивающих функционирование Программы, а также проведение различного рода акций по ее популяризации на пространстве СНГ. В основном эти мероприятия выполнены. Так, разработаны положения о национальных контактных центрах, об Экспертном совете, о статусе участника Программы, о головном координационном и методическом центре Программы, о рабочем аппарате Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ), а также о совете молодых ученых и специалистов.
В настоящее время на рассмотрении участников Программы и членов МС НТИ находятся следующие проекты документов:
Типовая форма заключения по инновационному проекту, реализуемому в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года;
Порядок аккредитации и условий присоединения государств, отдельных юридических и физических лиц к участию в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года;
Соглашение (Договор) о порядке взаимодействия участников инновационного проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
Вместе с тем возникли трудности при разработке положения о Конкурсной комиссии. В соответствии с параграфом VI Программы "отбор инновационных проектов осуществляет Конкурсная комиссия путем сравнения поданных заявок на основе изложенных выше принципов отбора совместных инновационных проектов". При этом Программой предусматривается формирование Оператором Программы конкурсной комиссии аналогичной Экспертной коллегии Фонда "Сколково". Учитывая, что согласно Программе Конкурсная комиссия создается для отбора проектов, ранее прошедших экспертизу на национальном уровне, затем независимую экспертизу Экспертных коллегий Оператора Программы, заявитель будет проходить третью экспертизу. Такое дублирование уже сейчас вызывает непонимание инновационных коллективов - потенциальных участников Программы.
В этой связи возникает необходимость корректировки положений о Конкурсной комиссии в Программе.
Ведется активная работа по формированию интернет-портала Программы. В этой части рассматривается предложение Фонда развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о создании системы открытых R&D центров СНГ, что позволит решить задачу формирования межгосударственной многоуровневой информационно-коммуникационной платформы и общего инновационного пространства.
Предложение заключается в использовании сетевого приложения системы открытых R&D центров, позволяющего в режиме реального времени информировать участников инновационного сотрудничества об условиях обеспечения участников Программы.
Приложение системы открытых R&D центров позволяет осуществлять управление проектами внутри системы. Система направлена прежде всего на работу с крупным бизнесом, что способствует решению задач коммерциализации инновационных разработок. Сбор заявок на получение статуса участника Программы может осуществляться через приложение путем регистрации в системе и заполнения анкеты Программы.
В части выполнения пунктов 12, 13 указанного документа Россотрудничество является непосредственным организатором и активным участником следующих важных международных мероприятий по научно-технической и инновационной тематике:
конференция "Новые возможности Фонда "Сколково" как Оператора Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года" (14.02.12, г. Москва);
открытие в Белорусском национальном техническом университете Точки дистанционного доступа к образовательным ресурсам МГТУ им. Н.Э. Баумана для инженеров государств - участников СНГ по дистанционному обучению в области развития техники и технологий по 56 учебным программам повышения квалификации (29.03.12, г. Минск). В сентябре 2012 года первой группе выпускников этой программы были вручены удостоверения государственного образца МГТУ им. Н.Э. Баумана;
заседание экспертной рабочей группы по отбору межгосударственных инновационных пилотных проектов организаций Российской Федерации для их включения в Программу (07.09.12, г. Москва);
межкластерная научно-практическая конференция "Россия - Беларусь - Сколково: единое инновационное пространство" (19.09.12, г. Москва);
ярмарка инновационных проектов в рамках заседания Совета глав правительств СНГ и 6-го заседания МС НТИ (28-29.09.12, г. Ялта);
круглый стол "СНГ: партнерство в инновациях" в рамках Московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации" (31.10.12, г. Москва);
секция "Российско-киргизское сотрудничество в области инноваций:
новые возможности для современной экономики" в рамках Второй российско-киргизской межрегиональной конференции "Расширение межрегионального сотрудничества Кыргызской Республики и Российской Федерации как фактор обеспечения устойчивого развития экономики" (28.11.12, г. Бишкек).
В рамках реализации Программы за 2012 год состоялись три заседания МС НТИ (Наблюдательный совет Программы), а также дополнительное рабочее совещание представителей национальных разработчиков и структур управления Программы и МС НТИ, на которых рассматривались вопросы эффективного запуска Программы.
Для более масштабного развертывания Программы Россотрудничество как заказчик-координатор будет использовать весь свой потенциал, включая развитую сеть российских центров науки и культуры и своих представительств в 76 странах мира, а также создаваемую в рамках Программы сеть национальных контактных центров. Таким образом, Россотрудничество во взаимодействии с Фондом "Сколково" планирует создать систему по отбору инновационных проектов, что позволит Фонду и другим институтам развития привлечь мировой инновационный опыт для решения задач Программы.
В интересах выполнения задач, стоящих в рамках реализации Программы, а также в целях содействия инновационному развитию Россотрудничество приступило к созданию при своих представительствах за рубежом, в первую очередь в государствах - участниках СНГ, центров инновационного сотрудничества с акцентом на формирование социальных сетей инновационного сотрудничества и выполнение функций контактных точек для национальных участников Программы. Они также будут призваны активно заниматься организацией научных, инженерно-технологических обменов и вопросами подготовки специалистов в области инноваций. Первый такой центр создан и активно работает в Армении.
Активное содействие и помощь Оператору Программы в подготовке нормативных документов, формировании исследовательских проектов для включения в Программу оказывают НКЦ Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Украины.
МС НТИ подготовлен проект Перечня из 32 пилотных межгосударственных инновационных проектов и внесен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке. В случае успешного прохождения независимой экспертизы Оператора Программы проекты будут внесены на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в установленном порядке для присвоения им статуса проектов Программы.
Проекты подготовлены по следующим направлениям: информационно-телекоммуникационные технологии; индустрия наносистем; авиационно-космические и транспортные системы; медицина и здравоохранение;
рациональное природопользование; производственные технологии и промышленная инфраструктура; безопасность; живые системы;
производственные технологии и промышленная инфраструктура; энергетика;
энергоэффективность и энергосбережение. В проектах задействованы все государства - участники Программы, а также Азербайджан и Узбекистан, что свидетельствует о большом интересе всех государств - участников СНГ в присоединении к инновационным проектам в рамках Программы.
Важно отметить, что Программа не только предусматривает реализацию и финансирование инновационных проектов, имеющих высокую степень коммерциализации, но и позволяет привлекать средства, выделяемые из бюджетов государств - участников Программы на выполнение крупномасштабных, социально значимых проектов как для Российской Федерации, так и для ее партнеров, в первую очередь по СНГ.
Вместе с тем, несмотря на успешный старт Программы, в ходе ее запуска возник ряд объективных проблем, препятствующих ее дальнейшей эффективной реализации, в том числе:
не решен окончательно вопрос финансирования деятельности национальных контактных центров;
в ходе выполнения Комплекса мероприятий на 2012 - 2014 годы по реализации Программы возникла очевидная необходимость актуализации текста Программы и ее адаптации к современным условиям с учетом появления новых институтов развития в государствах - участниках СНГ, формирования Единого экономического пространства и Таможенного союза, запросов и предложений со стороны инновационных компаний и научно-исследовательских коллективов;
головной разработчик Программы (координационный и методический центр Программы) не имеет финансирования на осуществление своей деятельности;
не предусмотрено финансирование разработки пяти межгосударственных целевых программ, которые сформированы в Программе и являются ее ключевыми элементами;
Оператор Программы может проводить экспертизу проектов только в рамках существующих пяти направлений своей исследовательской деятельности, в то время как проекты в области сельского хозяйства и носящие социальный или организационно-структурный характер, но не имеющие перспектив коммерциализации, не могут рассматриваться Оператором.
Необходимо отметить высокий интерес к Программе со стороны институтов развития государств - участников СНГ. Так, участвовать в Программе выразили готовность Фонд развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Центр стандартизации "Роснано", Центр инновационных технологий ЕврАзЭС и др.
По оценкам, запуск первых инновационных проектов в рамках Программы ожидается в конце 2013 года.
Федеральное агентство по делам
Содружества Независимых Государств,
соотечественников, проживающих
за рубежом, и по международному
гуманитарному сотрудничеству
(Российская Федерация)
_____________________________
* Не публикуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 15 марта 2013 г. "О ходе реализации в 2012 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был