Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Куст И.Ю.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
при участии представителя ООО "ТРАНСМОСТ" Скардина Д.А., представители Государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор", Управления государственного заказа Амурской области на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСМОСТ" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (далее - Заказчик), Управления государственного заказа Амурской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Селемджа на 303 км автомобильной дороги "Введеновка - Февральск - Экимчан" (номер извещения 0123200000313000900) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено требование о предельной стоимости работ по организации строительства (генподряд).
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено положение, в соответствии с которым при расчете рейтинга по критерию оценки заявок на участие в Конкурсе "Срок выполнения работ" используются подкритерии.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом одновременно с указанием в Конкурсной документации конкретной даты выполнения первого этапа работ, применяется критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Срок выполнения работ".
4. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса", установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, не соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
5. Конкурсной документацией предусмотрено внесение обеспечения заявки на участие в Конкурсе, при этом размер обеспечения заявки в денежном выражении и назначение платежа для перечисления обеспечения заявки на участие в Конкурсе Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлены.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено положение о согласовании с Заказчиком привлечения субподрядчиков.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 15.04.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 818 249 614 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки от участников размещения заказа;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 24.05.2013.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказов путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим (поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов).
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Согласно подпункту 3.2.4 пункта 3.2 "Требования к содержанию документов, входящих в состав тома заявки на участие в конкурсе, форма и оформление заявки на участие в конкурсе" и пункту 9 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать "Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов:
- участник размещения заказа обязан предоставить копию свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства с правом деятельности по следующему виду работ:
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (п. 33.2.1 Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624);
- мосты (большие и средние) (33.2.6. Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), в соответствии с требованиями статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, указанное требование к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, установленное Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация, в том числе, должна содержать сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с подпунктами 14 и 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно пункту 5.4 "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в Конкурсе являются:
1) Цена государственного контракта (значимость критерия - 35%);
2) Качество работ и квалификация участника размещения заказа (значимость критерия - 20%);
3) Срок выполнения работ (значимость критерия - 45%).
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила), в которых предусмотрены виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 5.4 "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации установлено, что "По критерию "Срок выполнения работ" оценка осуществляется по одному сроку выполнения работ. При оценке заявок по данному критерию использование подкритериев не допускается".
Установлен расчет рейтинга по критерию "Срок выполнения работ".
Рейтинг с учетом всех показателей, присуждаемый i-й заявке по критерию "Срок выполнения работ", определяется по формуле (максимальный срок - 43 месяца, минимальный срок - 32 месяца):
, где:
- рейтинг, присуждаемый i-и заявке по указанному критерию;
- максимальный срок выполнения работ (количество месяцев) с даты заключения контракта;
- минимальный срок выполнения работ (количество месяцев) с даты заключения контракта;
- предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку выполнения работ (количество месяцев) с даты заключения контракта;
Значимость критерия "Срок выполнения работ" Kf составляет 0,45".
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации содержится порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе по одному критерию "Срок выполнения работ", без использования подкритериев.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено положение, в соответствии с которым при расчете рейтинга по критерию оценки заявок на участие в Конкурсе "Срок выполнения работ" используются подкритерии, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 54 Правил для определения рейтинга заявки по критерию "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" в Конкурсной документации устанавливается единица измерения срока (периода) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах. Для оценки заявок по указанному критерию срок (период) поставки не устанавливается в календарных датах (например, до 1 марта 2008 г). В случае если срок (период) поставки, выполнения работ, оказания услуг либо один из сроков (периодов) поставки, выполнения работ, оказания услуг устанавливается в календарной дате, такой срок (период) поставки, выполнения работ, оказания услуг не может применяться в целях оценки по указанному критерию.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 4 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом указаны сроки выполнения работ, а именно: "Сроки выполнения работ: максимальный срок - 43 месяца, минимальный срок - 32 месяца".
В соответствии с пунктом 1.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации "Генеральный подрядчик в установленные контрактом сроки и в пределах контрактной цены обязуется выполнить своими силами и/или силами согласованных государственным заказчиком субподрядных организаций все работы и произвести поэтапно ввод объекта в эксплуатацию.
Состав работ первого этапа строительства:
- строительство подходов с мостами через р.Уликагут и р.Желтая;
- строительство береговых опор моста через р.Селемджа;
- сопряжение моста через р.Селемджа с насыпью;
- строительство регуляционных сооружений моста через р.Селемджа.
Состав работ второго этапа строительства:
- строительство моста через р.Селемджа (кроме работ учтенных в I этапе)". Согласно пункту 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации "окончание выполнения работ первого этапа строительства и ввод его в эксплуатацию - 13.12.2013".
При этом на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 5.4 "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации для оценки заявок по критерию "Срок выполнения работ" будет использоваться только минимальный/максимальный срок выполнения работ, при этом указанный в проекте государственного контракта Конкурсной документации дата окончания выполнения работ первого этапа строительства - "13.12.2013" в целях оценки по указанному критерию применяться не будет.
Комиссия пришла к выводу о том, что установление Заказчиком, Уполномоченным органом срока (периода) выполнения первого этапа работ в проекте контракта Конкурсной документации определенной календарной датой - "13.12.2013" не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно одновременно с указанием в Конкурсной документации конкретной даты выполнения первого этапа работ, применяется критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Срок выполнения работ", не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 5.4 Конкурсной документации "По критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса" оценка осуществляется по показателям: "Опыт выполнения работ" - (Ci1), "Качество работ" (Ci2), "Применяемая система контроля качества на предприятии" (Ci3) на основании предложений, заявленных в заявке на участие в Конкурсе.
Рейтинг по показателям определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке.
Расчет рейтинга по критерию "качество работ и квалификация участника размещения заказа".
Рейтинг с учетом всех показателей, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество работ", определяется по формуле:
, где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю - "Опыт выполнения работ";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Качество работ";
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Применяемая система контроля качества на предприятии".
Максимальная сумма значений всех показателей критерия "Качество работ и квалификация участников размещения заказа" составляет 100 баллов.
Значимость критерия "качество услуг" составляет 0,20".
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса", соответствует части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов и пункту 26 Правил.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса", установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, не соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 15.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Согласно извещению о проведении Конкурса размещенному на Официальном сайте, начальная (максимальная) цена контракта - 4 818 249 614 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - до 10:00 22.05.2013.
В соответствии с пунктом 9 Информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, "копию платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе".
Согласно пункту 11 "Обеспечение заявки на участие в конкурсе" Информационной карты Конкурсной документации "Размер обеспечения заявки составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Реквизиты для перечисления обеспечения заявки:
Получатель:
ИНН 2801025890/КПП 280101001
Минфин АО (ГКУ "Амурупрадор" л/с 05937238741)
р/сч 40302810600004000001 ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск
БИК 041012001".
Следовательно, требование Закона о размещении заказов о наличии в Конкурсной документации, в случае установления Заказчиком, Уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в Конкурсе, положения о размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, сроке и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств, Заказчиком, Уполномоченным органом соблюдено.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсной документацией предусмотрено внесение обеспечения заявки на участие в Конкурсе, при этом размер обеспечения заявки в денежном выражении и назначение платежа для перечисления обеспечения заявки на участие в Конкурсе Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлены, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно пункту 8.2.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации "генеральный подрядчик с письменного согласия государственного заказчика вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих знаниями, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. До начала выполнения работ генеральный подрядчик предоставляет государственному заказчику копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные субподрядным организациям".
Таким образом, установление Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации вышеуказанного требования является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
7. В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.
Пунктом 12 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что "Обязательным приложением к банковской гарантии являются заверенная копия лицензии банка, иного кредитного учреждения или страховой организации, выдавших банковскую гарантию, на право осуществления данного вида деятельности, а также заверенная копия документа, подтверждающего полномочия лиц(а) на подписание банковской гарантии".
При этом требование Заказчика, Уполномоченного органа о предоставлении с безотзывной банковской гарантией "заверенной копии лицензии банка, иного кредитного учреждения или страховой организации, выдавших банковскую гарантию, на право осуществления данного вида деятельности, а также заверенной копии документа, подтверждающего полномочия лиц(а) на подписание банковской гарантии" не предусмотрено положениями Закона о размещении заказов и нарушает часть 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
8. Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 9 Информационной карты и частью 4 "Подача заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации предусмотрена письменная форма подачи заявки на участие в Конкурсе, установлены требования к оформлению конвертов и составу заявок на участие в Конкурсе.
При этом в Конкурсной документации не установлены требования к оформлению заявки подаваемой в форме электронного документа, что не соответствует пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа (указанные в пунктах 6, 7 и 8 настоящего решения), утвердивших Конкурсную документацию с нарушением Закона о размещении заказов, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом нарушения Закона о размещении заказов не повлияли на возможность подачи Заявителем заявки на участие в Конкурсе.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТРАНСМОСТ" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Конкурсной документации положения о согласовании с Заказчиком привлечения субподрядчиков.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 11, пункта 1 части 4 статьи 22, части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 21.05.2013 N К-673/13 соответствующему должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Ю. Лобов |
Члены Комиссии: |
И.Ю. Куст |
|
П.А. Мироненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 мая 2013 г. N К-673/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2013 г. N ГЗ/01246)
Текст решения официально опубликован не был