Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
с участием судьи Арбитражного суда Приморского края Н.Н. Куприяновой, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук А.С. Саломаткина,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3.1 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 101, 102 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в запросах законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г. Ярославцева, выступления приглашенных в заседание представителей: от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.Г. Першутова, от Министерства юстиции Российской Федерации - М.А. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" была, в частности, изложена в новой редакции часть вторая статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", определяющая объект обложения и базу для начисления взносов, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплачивается ежемесячная доплата к пенсии (пункт 3 статьи 1).
Федеральный закон от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, согласно части 1 его статьи 2, вступил в силу со дня официального опубликования (а именно 27 декабря 2010 года); при этом частью 2 той же статьи действие положений части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в редакции данного Федерального закона) было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, притом что эти положения - в отличие от прежнего правового регулирования - не предусматривали более применение при определении базы для начисления указанных взносов предельной величины выплат и иных вознаграждений членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в сумме 415 000 рублей.
1.1. По результатам выездной проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области было вынесено решение от 17 августа 2011 года о привлечении ОАО "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" к ответственности в виде штрафа в размере 4 589 810 рублей 46 копеек за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выразившееся в неполной уплате сумм взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, о доначислении к уплате за проверяемый период 11 474 526 рублей 17 копеек взносов и пени в размере 456 100 рублей 64 копеек. Принимая такое решение, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исходил из того, что авиакомпания должна была исчислять и уплачивать взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей за 2010 год в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 31 октября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 года, указанное решение было признано недействительным в полном объеме на том основании, что в спорном периоде Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" действовал в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ и что придание обратной силы новому правовому регулированию порядка начисления взносов, ухудшающему экономическое положение организаций - плательщиков взносов, противоречит Конституции Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 21 марта 2012 года состоявшиеся судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области, указав на необходимость обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ.
ОАО "Владивосток Авиа", уплатившее взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей за 2010 год с сумм выплат, превышающих 415 000 рублей, т.е. в большем, чем предусматривалось действовавшим в тот период законодательством, размере, после уточнения произведенных расчетов обратилось с просьбой зачесть в счет будущих платежей образовавшуюся переплату в размере 42 669 491 рубля 90 копеек к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края. В ходе камеральных проверок территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что представленные ОАО "Владивосток Авиа" уточненные поквартальные расчеты осуществлены без учета части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, и 1 июля 2011 года вынесены решения о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28 сентября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2011 года, требования ОАО "Владивосток Авиа" о признании незаконными как бездействия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении зачета образовавшейся переплаты по взносам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей за 2010 год в счет предстоящих платежей, так и его решений от 1 июля 2011 года были удовлетворены. При этом арбитражные суды исходили из того, что придание частью 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ обратной силы порядку формирования источника финансирования доплаты к пенсии членам летных экипажей, ухудшающему экономическое положение плательщиков взносов, за счет которых она выплачивается, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации. Отменяя данные судебные акты и направляя дело в Арбитражный суд Приморского края на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 21 марта 2012 года указал, что арбитражный суд, обнаружив неопределенность в вопросе о конституционности подлежащей применению нормы, должен был обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом.
1.2. Как следует из статей 74, 101 и 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации по запросу суда проверяет конституционность оспариваемых нормативных положений в той части, в какой они подлежат применению в находящемся в производстве суда деле, оценивая как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, и учитывая их место в системе норм.
Арбитражный суд Сахалинской области просит признать не соответствующей статье 57 Конституции Российской Федерации статью 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ в целом, однако, по существу, им оспаривается ее часть 2, как придавшая обратную силу порядку определения базы для начисления взносов, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, измененному, как утверждает заявитель, в худшую для плательщиков этих взносов сторону. По тем же основаниям Арбитражный суд Приморского края просит признать часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ противоречащей статьям 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", согласно которой действие положений части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 39, часть 1).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлениях от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П, необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения, в рамках которой гражданам гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение, включающего право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах; при этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий: государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом, в котором - с учетом специфики осуществляемой гражданами трудовой или служебной деятельности - определяются правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты. Кроме того, как следует из статьи 39 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не исключается и создание дополнительных форм социального обеспечения.
Так, пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации осуществляется в настоящее время как в рамках обязательного пенсионного страхования - на основании федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и посредством имеющего обязательный характер дополнительного пенсионного обеспечения - на основании Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", который, как следует из его преамбулы, определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.
2.1. Согласно Федеральному закону "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" ежемесячная доплата к пенсии назначается членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; ее выплата осуществляется за счет взносов, которые поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей, при условии оставления членами летных экипажей работы в должности, дающей право на доплату к пенсии (части первая, вторая и пятая статьи 1).
Следовательно, в отличие от трудовой пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, ежемесячная доплата к пенсии предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных. Соответственно, она не указана в числе видов обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию, предусмотренных федеральными законами от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается.
В силу статей 4-6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" эти взносы уплачиваются работодателями - организациями, использующими труд названной категории работников, помимо начисляемых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховых взносов, которые направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий; исчисление ежемесячных платежей по этим дополнительным взносам производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работающих членов летных экипажей, и тарифа взносов в размере 14 процентов всех выплат; Пенсионный фонд Российской Федерации, куда поступают эти взносы, обеспечивает их обособленный учет в целом по Российской Федерации.
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем членам летных экипажей, кто оставил летную работу. Размер этой доплаты определяется с учетом суммы фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на ее выплату, которая, в свою очередь, зависит от таких постоянно изменяющихся условий, как число организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, количество работающих в должности члена летного экипажа, размер фонда оплаты труда и т.д., и ежеквартально корректируется также в зависимости от суммы фактически поступивших средств.
2.2. До 1 января 2010 года, когда утратила силу глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, объект обложения и база для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определялись положениями данной главы, к которым отсылала статья 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и которые не предполагали применение какой-либо предельной величины выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, при формировании базы по единому социальному налогу и, соответственно, базы для начисления указанных взносов.
В связи с реформированием единого социального налога и переходом с 1 января 2010 года к уплате страховых взносов на основании Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" были внесены изменения и в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". В частности, Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ была изложена в новой редакции часть вторая его статьи 4, в которой объект обложения и база для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей определялись как объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов.
Тем самым с 1 января 2010 года применительно к взносам, уплачиваемым организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, стал использоваться порядок определения базы для начисления страховых взносов, установленный Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который ограничивал ее предельную величину доходами в сумме 415 000 рублей в год нарастающим итогом, что - имея в виду уменьшение общего объема поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации денежных средств от взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей - создало угрозу полного прекращения таких поступлений с июля 2010 года. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", при средней заработной плате летного состава более 70 000 рублей облагаемая база для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей нарастающим итогом за шесть месяцев уже превышает 415 000 рублей; с июля 2010 года большинство организаций прекратят начисление взносов, а значит, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не будут поступать средства на ее выплату до конца 2010 года.
В связи с этим в целях обеспечения социальных прав получателей доплаты к пенсии из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" были внесены очередные изменения, устранившие тождественность правил формирования базы для начисления страховых взносов и взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей: согласно части второй его статьи 4 в ныне действующей редакции объектом обложения и базой для их начисления являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", не предполагающими ограничение облагаемой базы в виде выплат и вознаграждений, начисленных в пользу работников, суммой в 415 000 рублей в год.
Восстанавливая, таким образом, прежнее правовое регулирование (существовавшее в период действия главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации), в соответствии с которым взносы на выплату доплаты к пенсии взимались со всех начисленных в пользу работников выплат и вознаграждений без ограничения максимального размера, федеральный законодатель исходил из того, что размер ежемесячной доплаты к пенсии напрямую зависит от суммы взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, применение же предельной величины базы для начисления данных целевых платежей может повлечь сокращение соответствующих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, а следовательно, и снижение размера назначаемой указанной категории работников ежемесячной доплаты к пенсии.
С тем чтобы не допустить ущемления права членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на дополнительное социальное обеспечение, введенный Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ порядок определения базы для начисления взносов на выплату им ежемесячной доплаты к пенсии был распространен на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Соответствующее предписание, закрепленное частью 2 статьи 2 данного Федерального закона, - в той мере, в какой оно обусловлено необходимостью формирования обособленного источника финансирования ежемесячной доплаты к пенсии в объеме, который позволил бы осуществлять ее выплату надлежащим образом, и тем самым направлено на защиту социальных прав указанной категории работников, т.е. преследует конституционно значимые цели, - не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
3. Осуществляя правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, федеральный законодатель связан конституционными требованиями к порядку принятия и содержанию федеральных законов, обязывающими его обеспечивать баланс конституционно значимых ценностей исходя из того, что в Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 1, часть 1; статья 2 Конституции Российской Федерации).
Одно из таких требований содержится в статье 57 Конституции Российской Федерации, запрещающей придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Этот запрет, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, призван обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения; вместе с тем иные помимо налогов либо сборов обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет - не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы - не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 8 октября 1997 года N 13-П и от 28 февраля 2006 года N 2-П). Приведенная правовая позиция может быть распространена и на аналогичные обязательные платежи публично-правового характера.
3.1. Анализируя правовую природу взносов, за счет которых производится выплата ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 379-О-О пришел к выводу, что эти взносы - в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить право конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете; они уплачиваются работодателями по дополнительному тарифу, предусмотренному законом, в целях дополнительного социального обеспечения названной категории работников и как таковые имеют публично-правовой характер.
Формируемые за счет взносов на выплату ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации средства Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение - они могут расходоваться только для осуществления этих выплат через использование схемы солидарных накоплений, что не предполагает соответствие размера ежемесячной доплаты, на которую может рассчитывать ее получатель, занимавший в период трудовой деятельности должность члена летного экипажа, сумме уплаченных взносов и придает самим взносам обезличенно-безвозмездный характер.
Таким образом, взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера - они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
3.2. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" расчетным периодом для начисления и уплаты взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации признается календарный год, в течение которого по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов - организации, использующие труд членов летных экипажей, производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины начисленных выплат и иных вознаграждений и тарифа взносов; подлежащая уплате сумма ежемесячного платежа по взносам определяется с учетом ранее уплаченных платежей по взносам; уплата ежемесячных платежей производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца; данные об исчисленных суммах отражаются в расчете, который представляется не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. Из приведенных законоположений следует, что формирование базы для начисления этих взносов и их уплата осуществляются на протяжении всего календарного года.
С принятием Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, лишились возможности применять при формировании базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение установленную частью 4 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предельную величину начисленных выплат и иных вознаграждений, которая в 2010 году составляла 415 000 рублей, и, соответственно, должны учитывать нарастающим итогом весь объем выплат и иных вознаграждений, начисленных за этот год в пользу работников - членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
В результате облагаемая база для начисления указанных взносов, а следовательно, и финансовая нагрузка на их плательщиков - организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, увеличились, т.е. положение таких организаций было ухудшено. При этом Федеральный закон от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, распространив новое правовое регулирование в части, изменяющей порядок определения базы для начисления этих взносов, на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, придал ему обратную силу (часть 2 статьи 2), что потребовало от работодателей дополнительных финансовых расходов на формирование источника доплаты к пенсии указанной категории работников, которые не были запланированы в их бюджетах.
Таким образом, правовое регулирование, которым порядку определения базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, изменившему их размер в сторону повышения, была придана обратная сила, вопреки требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57, неправомерно ограничивает право плательщиков этих взносов - организаций, использующих труд указанной категории работников, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также - учитывая, что взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей являются обязательными публично-правовыми платежами, - нарушает такие принципы правового государства, как запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков соответствующих платежей, и стабильность условий хозяйствования.
Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение федеральным законодателем ранее установленных условий хозяйствования в худшую для участников соответствующих правоотношений сторону обязывает его к соблюдению вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, которые, в частности, предполагают в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в том числе посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П и от 20 июля 2011 года N 20-П). Распространив действие нового порядка расчета взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на правоотношения, имевшие место до принятия Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, федеральный законодатель не предоставил плательщикам этих взносов возможности адаптироваться к новой ситуации, в результате чего не имевшие на момент вступления данного Федерального закона в силу задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации добросовестные плательщики взносов оказались должниками.
3.3. Таким образом, часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, как распространяющая действие положений части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в редакции данного Федерального закона) на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой она придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации правилам определения базы для начисления этих взносов.
4. В целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает возможным определить следующий порядок исполнения настоящего Постановления.
Часть вторая статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу настоящего Постановления не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления настоящего Постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Не выплаченные до вступления настоящего Постановления в силу суммы, исчисленные с базы для начисления взносов за 2010 год, превышающей 415 000 рублей, не могут быть взысканы, а решения о взыскании соответствующих сумм, вынесенные, но не исполненные до вступления настоящего Постановления в силу, исполнению не подлежат.
Дела, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края, подлежат разрешению исходя из того, что часть вторая статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ не может рассматриваться в качестве основания определения базы для начисления соответственно ОАО "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" и ОАО "Владивосток Авиа" взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79, 100 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в ней предписание направлено на создание условий для выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и тем самым - на достижение целей дополнительного социального обеспечения указанной категории работников.
2. Признать часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 2), 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
N 13 - П |
Конституционный суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проверены поправки, которыми был изменен порядок начисления взносов на доплату к пенсии членам гражданских летных экипажей.
Ими были сняты ограничения по максимальному размеру базы для начисления взносов (не более 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года по каждому такому работнику).
После отмены указанного порога взносы стали взиматься со всех выплат и вознаграждений.
КС РФ счел, что поправки конституционны в той мере, в какой они создают условия для соцобеспечения указанной категории работников. Цель изменений - восстановить положение по таким лицам, которое было до отмены ЕСН.
Между тем в ином аспекте данные изменения неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в какой подобному регулированию была придана обратная сила.
Дело в том, что сам закон, который ввел эти изменения, вступил в силу с 27.12.2010, но его действие было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
В итоге на практике возникли ситуации, когда авиакомпаниям, добросовестно платившим взносы в 2010 г. с применением лимита (т. е. по правилам, которые действовали в тот период), стали доначисляться суммы по итогам проверок, проводимых позже.
КС РФ пришел к выводу, что этим было ухудшено положение самих плательщиков взносов.
Тем самым был нарушен запрет на придание обратной силы закону, ухудшающему положение тех, кто вносит такие платежи.
Подобное регулирование не обеспечивает стабильность условий хозяйствования. Изменения потребовали от работодателей дополнительных затрат, нести которые они изначально не рассчитывали.
КС РФ озвучил, как должны применяться поправки.
С даты провозглашения этого постановления изменения не должны применяться в отношении базы для взносов за 2010 г.
Те деньги, за счет которых выплачивается доплата, и которые были внесены за 2010 г. (т. ч. на основании судебных решений) до этого постановления, не возвращаются авиакомпаниям и не зачитываются в счет будущих платежей.
Суммы, которые были исчислены с базы за 2010 г., превышающей лимит, не могут быть взысканы, а вынесенные решения по их взысканию не подлежат исполнению (если это еще не было сделано).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2013 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 июня 2013 г., в "Российской газете" от 26 июня 2013 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N 25 ст. 3206, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 6