В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32 ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831, N 42, ст. 5925, 2013, N 11, ст. 1126; N 13, ст. 1555), Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 45, ст. 4392; 2010, N 31, ст. 4270; 2011, N 8, ст. 1115; N 22, ст. 3185; 2012, N 45, ст. 6245), и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятию решений, обязательных для исполнения, утвержденным приказом ФСТ России от 12.12.2011 г. N 795-э (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2012 г., регистрационный N 23402), при рассмотрении заявлений о разногласиях ОАО "Сахалинэнерго" (регистрационные номера ФСТ-5054-27, ФСТ-5055-27 от 04.03.2013 г.), связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию, между ОАО "Сахалинэнерго" (далее - Заявитель) и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее - РЭК Сахалинской области), а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Сахалинэнерго", установленные постановлением РЭК Сахалинской области от 26.12.2012 г. N 85, регулируются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Сахалинэнерго", установленные постановлением РЭК Сахалинской области от 26.12.2012 г. N 85, регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 18 Основ ценообразования установлен перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, пунктом 19 Основ ценообразования - перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования N 109), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 19 Основ ценообразования установлены основные группы расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, пунктом 20 Основ ценообразования - основные группы расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Согласно п. 18 Основ ценообразования N 1178, п. 19 Основ ценообразования N 109 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на ремонт основных средств.
В соответствии с п. 25 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, указанные в пункте 30 Основ ценообразования N 1178.
Согласно п. 26 Основ ценообразования N 109 при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цены, указанные в пункте 36 Основ ценообразования N 109;
3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
Принимая во внимание отсутствие обоснования цен на планируемые материалы на проведение ремонтов (прайс-листы, коммерческие предложения поставщиков, счета-фактуры), а также необходимость проведения ремонтов типовой номенклатуры и сверхтиповых работ, ввиду недоиспользования учтенных в тарифах средств на материалы за предыдущие периоды регулирования, расчет затрат на материалы на ремонт произведен с учетом фактических расходов за 2012 год с применением индекса-дефлятора, определенного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разработанным Минэкономразвития России.
Ввиду непредставления обоснования необходимости проведения части работ в орган регулирования на момент установления тарифов, исходя из соблюдения баланса интересов организации и потребителей, с учетом рекомендуемой продолжительности ремонтов и стоимости работ подрядным способом, отмечая, что при необходимости проведения повторных ремонтных работ одного и того же оборудования затраты должен понести тот, по чьей вине потребовался повторный ремонт оборудования, а также с учетом целесообразности проводить ремонт приборов учета за счет средств собственников приборов учета, действия РЭК Сахалинской области правомерны.
Согласно п. 28 Основ ценообразования N 1178, п. 29 Основ ценообразования N 109 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются:
1) расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с п. 30 Основ ценообразования N 1178 и п. 36 Основ ценообразования N 109 соответственно для расчета НВВ в сфере электроэнергетики и теплоснабжения). При определении указанных расходов регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Учитывая необходимость использования сжатого воздуха Заявителем в процессе осуществления регулируемых видов деятельности, РЭК Сахалинской области необоснованно не включены данные расходы.
Согласно п. 28 Основ ценообразования N 1178 и п. 29 Основ ценообразования N 109 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Принимая во внимание, что на момент тарифного регулирования у РЭК Сахалинской области отсутствовали договоры аренды земли, план выкупа арендуемых площадей и оформление права в бессрочное пользование земель, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 28 Основ ценообразования N 1178, п. 29 Основ ценообразования N 109 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, учитываются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг вневедомственной охраны.
Учитывая, что в материалах тарифного дела у РЭК Сахалинской области отсутствовали договоры на сопровождение ценностей, к тому же не было известно фактических затрат по указанной подстатье за 2012 год, расчет произведен на основании фактических данных 2011 года с применением индексов-дефляторов, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разработанным Минэкономразвития России.
Принимая во внимание, что Административными регламентами предоставления государственных услуг по утверждению нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных, утвержденными приказами Минэнерго России от 27.11.2012 N 599, от 06.05.2009 N 136, Минпромэнерго РФ от 01.11.2007 N 472, предусмотрено оказание указанных услуг Минэнерго России на безвозмездной основе, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что положениями нормативных правовых актов не предусмотрено обязательное включение в необходимую валовую выручку расходов на содержание социальной сферы, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
С учетом решений Администрации Сахалинской области, РЭК Сахалинской области о целесообразности реализации инвестиционных программ Заявителя и необходимости привлечения для этих целей кредитных средств в 2008-2009 годов, отсутствия утвержденной инвестиционной программы на 2010 год, приказов Минэнерго России об утверждении инвестиционных программ ОАО "Сахалинэнерго" на 2011-2013, 2012-2014 годы, требования Заявителя подлежат удовлетворению частично.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов ОАО "Сахалинэнерго" на 2013 г., по следующим статьям затрат:
- "Затраты на ремонт" подстатья "вспомогательные материалы" - 194 867,49 тыс. руб.;
- "Работы и услуги производственного характера (оказание услуг по обеспечению сжатым воздухом)" - 4 325 тыс. руб.;
- "Прибыль в части уплаты процентов за инвестиционные кредиты" - 122 852 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ОАО "Сахалинэнерго".
2. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов):
- установить тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Сахалинэнерго" на 2013-2014 гг. равными долями с учетом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат расходы в размере 42 339,29 тыс. руб., в том числе по подстатье "Вспомогательные материалы" - 12 127,29 тыс. руб., "Работы и услуги производственного характера (оказание услуг по обеспечению сжатым воздухом)" - 4 129 тыс. руб., "Прибыль в части уплаты процентов за инвестиционные кредиты" - 26 083 тыс. руб.);
- установить тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Сахалинэнерго" на 2013-2014 гг. равными долями с учетом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат расходы в размере 2 408,20 тыс. руб., в том числе по подстатье "Вспомогательные материалы" - 1 974,2 тыс. руб., "Работы и услуги производственного характера (оказание услуг по обеспечению сжатым воздухом)" - 196 тыс. руб., "Прибыль в части уплаты процентов за инвестиционные кредиты" - 238 тыс. руб.);
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Сахалинэнерго" на 2013-2014 гг. проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной службы по тарифам |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 5 июня 2013 г. N 109-э/3 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ОАО "Сахалинэнерго" и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2013 г. N 22