Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам, связанным с образованием земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
Согласно пункту 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) проект межевания земельного участка или земельных участков (далее - проект межевания) утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 Закона об обороте, решением собственника земельной доли или земельных долей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункту 5 статьи 13.1 Федерального закона"
Заказчиком проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2 статьи 13.1 Закона об обороте).
При этом, по мнению Департамента недвижимости, в случае если проект межевания утвержден общим собранием участников общей долевой собственности (далее - решение собрания), наличие возражений участников общей долевой собственности, не являются препятствием для выделения земельного участка в соответствии с проектом межевания.
Необходимо также отметить, что Законом об обороте не предусмотрено направление возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка при подготовке проекта межевания, утверждаемого решением собрания. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Законом о кадастре) также не предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с поступлением возражений участников общей долевой собственности, в случае если проект межевания утверждается решением собрания.
Таким образом, при отсутствии иных оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 Закона о кадастре, земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания, утвержденным решением собрания будет поставлен на государственный кадастровый учет при наличии возражений участников обшей долевой собственности.
Дополнительно отмечаем, что согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, поступление в орган кадастрового учета вступившего в законную силу судебного акта, содержащего прямое указание органу кадастрового учета на запрет осуществление государственного кадастрового учета в связи с преобразованием земельного участка, является основанием для приостановления осуществления такого государственного кадастрового учета.
При этом согласно пункту 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона об обороте общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению участника долевой собственности. либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание участников долевой собственности принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 Закона об обороте.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Закона об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение, в том числе об утверждении проекта межевания земельных участков.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 14.1 Закона об обороте указанные в пункте 2 статьи 14.1 Закона об обороте сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать, в том числе повестку дня общего собрания. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания участников долевой собственности включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 статьи 14.1 Закона об обороте, сообщение и уведомление о проведении общего собрания участников долевой собственности должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 Закона об обороте.
Таким образом, возможность принятия общим собранием участников долевой собственности решения по тому или иному вопросу определяется повесткой, перечень вопросов которой определяется заранее и подлежит предварительному направлению участникам долевой собственности или опубликованию с тем, чтобы участники общей долевой собственности могли принять решение о целесообразности их участия в общем собрании.
Согласно пункту 5 статьи 14.1 Закона об обороте общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14.1 Закона об обороте решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников. присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.
Заместитель директора |
В.А. Яцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 мая 2013 г. N ОГ-Д23-2958 "Об образовании земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения"
Текст письма официально опубликован не был