Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июня 2013 г. N 03-04-07/21306
Вопрос: Федеральная налоговая служба просит рассмотреть вопрос о правомерности применения налоговыми органами Определения Конституционного суда Российской Федерации от 02.11.2011 N 1478-О-О при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В данном Определении суд указал, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплен ряд льгот, включая право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных) при определении налоговой базы (статьи 218-221).
Статьей 221 Кодекса предусмотрено право налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 227 Кодекса (в том числе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица), на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Кодекс не содержит ни положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц документы, подтверждающие такой вычет, ни положений о праве налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы.
Однако Президиум ВАС Российской Федерации в постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 по делу N А07-10131/2007-А-РМФ в отношении профессиональных вычетов индивидуальным предпринимателям отметил следующее: налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе требовать документы, подтверждающие профессиональный вычет индивидуального предпринимателя, кроме случаев, когда он при проведении такой проверки выявил ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации.
Вместе с тем, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2011 N 1478-О-О сказано, что в Кодексе закреплен ряд льгот по налогу на доходы физических лиц, включая право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных) при определении налоговой базы (статьи 218-221).
Таким образом, указанное определение Конституционного Суда Российской Федерации противоречит вышеуказанной позиции ВАС Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 29 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения и другие акты Конституционного суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Определения Конституционного Суда РФ наряду с постановлениями и заключениями указанными Федеральным конституционным законом названы в качестве одного из видов решений.
Согласно ст. 6 названного закона конституционно-правовой смысл положений законодательства, выявленный Конституционным Судом РФ в своих решениях (в том числе определениях) является общеобязательным и исключает иное истолкование данных положений в правоприменительной практике.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба просит разъяснить: правомерна ли будет позиция налоговых органов при проведении камеральной проверки представленной налоговой декларации требовать от индивидуального предпринимателя дополнительные документы, в том числе подтверждающие понесенные им фактические расходы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности применения налоговыми органами положений Определения Конституционного суда Российской Федерации от 02.11.2011 N 1478-О-О и сообщает следующее.
Толкование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в указанном Определении, с целью их применения в случаях предоставления налогоплательщикам профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц может дать только Конституционный Суд Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению Департамента, налоговым органам по вопросу истребования дополнительных документов у индивидуальных предпринимателей при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц следует руководствоваться сложившейся арбитражной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС России просит разъяснить, правомерно ли при проведении камеральной проверки представленной налоговой декларации требовать от ИП дополнительные документы, в том числе подтверждающие понесенные им фактические расходы.
При этом ФНС России ссылается на 2 судебных акта.
Первый - постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 по делу N А07-10131/2007-А-РМФ. В нем говорится, что налоговый орган при проведении камеральной проверки не вправе требовать документы, подтверждающие профессиональный вычет ИП. Исключение - случаи, когда в ходе такой проверки выявлены ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации. При этом ВАС РФ указал, что при проведении проверок налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти льготы. Однако право на получение профессиональных налоговых вычетов не отвечает признакам льготы и, следовательно, не предполагает в качестве условия получения вычета предварительную проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки.
Второй акт - определение КС РФ от 02.11.2011 N 1478-О-О. В нем указано, что в НК РФ закреплен ряд льгот, включая право на получение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных, профессиональных) при определении налоговой базы.
В связи с этим Минфин России сообщает следующее.
Толкование правовых позиций КС РФ, изложенных в указанном определении, с целью их применения при предоставлении налогоплательщикам профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ может дать только КС РФ.
Вместе с тем, по мнению Министерства, налоговым органам по вопросу истребования дополнительных документов у ИП при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДФЛ следует руководствоваться сложившейся арбитражной практикой (в частности, вышеуказанным постановлением Президиума ВАС РФ).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июня 2013 г. N 03-04-07/21306
Текст письма официально опубликован не был