Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о распространенности нарушений бюджетного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, фактов несвоевременной выплаты педагогам вознаграждения за классное руководство, доступа детей к информации, несовместимой с целями и задачами образования и воспитания учащихся, необеспечения их учебным оборудованием при реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование") в 2012 году.
При реализации региональных программ развития образования допускаются злоупотребления при расходовании бюджетных средств, выделяемых на оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, капитальный и текущий ремонт зданий. По материалам проверки прокуратуры Свердловской области следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по области 13.12.2012 в отношении бывшего начальника управления образования Сысертского городского округа возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) по факту хищения бюджетных средств в размере 9,9 млн рублей, выделенных на строительство школы. По постановлению прокуратуры Республики Ингушетия директор образовательного учреждения - СОШ N 7 г. Назрани привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (несоблюдение требований законодательства о размещении заказов) в связи с заключением договоров на ремонт здания школы и помещения столовой на сумму свыше 700 тыс. рублей без проведения процедуры размещения заказа.
Подобного рода нарушения выявлены прокурорами в республиках Ингушетия, Хакасия, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Курской, Тамбовской, Томской областях. По всем фактам нарушений приняты меры прокурорского реагирования.
Прокурорами принимались меры реагирования в связи с длительным неприменением в образовательном процессе поставленного в рамках ПНП "Образование" оборудования. Так, прокуратурой г. Санкт-Петербурга установлено, что в октябре 2012 г. в среднюю образовательную школу N 409 поставлено оборудование для кабинета физики, которое на момент проверки не использовалось по назначению. Прокурором района директору школы объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре прокуратурой выявлен факт простоя цифровых лабораторий и иного оборудования, приобретенного для средней образовательной школы N 2 в г. Советском за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию целевой программы "Новая школа Югры на 2010-2013 годы". Оборудование поступило в школу летом 2012 г., однако в учебном процессе не использовалось, за материально ответственными лицами закреплено не было.
Установлены факты нарушения трудового законодательства при возложении на педагогов функций классного руководителя. Мерами прокурорского реагирования восстановлены права работников общеобразовательных учреждений на получение вознаграждения за классное руководство в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайском, Забайкальском краях, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Костромской, Липецкой, Новосибирской, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской, Ярославской областях.
В интересах указанной категории граждан прокурорами Калужской области в суд направлено 203 заявления. По всем делам производства прекращены в связи с выплатой учителям денежных средств в размере 254 тыс. рублей до вынесения судебных решений. В Республике Тыва после вмешательства прокуратуры в учреждениях образования педагогам выплачена задолженность в размере более 270 тыс. рублей.
В Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской, Чеченской республиках, Приморском, Камчатском краях, Амурской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе по требованиям прокуроров в течение 2012 г. устранялись нарушения ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации в части заключения дополнительных соглашений с педагогическими работниками, выполняющими функции классного руководства. Дополнительные соглашения заключены в соответствии с требованиями закона.
Имеют место факты нарушения законодательства при реализации такого направления ПНП "Образование", как "Развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов". Специализированное оборудование и программное обеспечение на сумму более 390 тыс. рублей, поступившие для организации дистанционного образования детей-инвалидов в МБОУ "Шоркасинская СОШ", находились в учреждении в запакованном виде и не использовались по назначению. По данному факту прокуратурой Чувашской Республики внесено представление, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
По иску прокуратуры Приморского края судом на департамент образования и науки края возложена обязанность организовать получение ребенком-инвалидом образования с использованием дистанционных технологий. В настоящее время ребенок зачислен в образовательное учреждение, для него приобретено специальное оборудование, которое проходит тестирование.
В Томской области по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица муниципальных органов и учреждений образования, по вине которых допускались случаи несвоевременной выплаты заработной платы педагогам, работающим с детьми-инвалидами, отсутствия у таких преподавателей необходимой подготовки и т.д. По итогам рассмотрения представления в министерстве образования Омской области в дисциплинарном порядке наказаны лица за нарушения при размещении государственного заказа на оказание услуг в сфере повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и его организационно-методического обеспечения.
Прокурорами пресечены нарушения закона при проведении мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях (Республика Тыва, Хабаровский край, Брянская, Иркутская Кемеровская, Курганская, Курская, Нижегородская, Кировская, Омская, Оренбургская, Орловская, Липецкая, Рязанская, Самарская, Ярославская области, г. Москва).
В ходе прокурорских проверок продолжают выявляться нарушения закона по направлениям ПНП "Образование", которые официально считаются реализованными. В большинстве субъектов Российской Федерации установлены нарушения, связанные с предоставлением общеобразовательными учреждениями доступа детей к образовательным ресурсам сети Интернет, а именно: отсутствие в школах системы контентной фильтрации, ее ненадлежащая установка или неприменение соответствующих программных продуктов. Указанные обстоятельства создают условия для получения учащимися свободного доступа к информации, несовместимой с задачами воспитания и образования (республики Башкортостан, Калмыкия, Саха [Якутия], Чувашская Республика, Камчатский, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кировская, Курская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Еврейская автономная область).
В Оренбургской области прокурорами в суд направлено более 50 исковых заявлений о возложении на муниципальные образовательные учреждения обязанности исключить доступ учащихся к интернет-сайтам, содержащим материалы порнографического характера, а также экстремистской и террористической направленности. Требования прокуроров удовлетворены.
Продолжают выявляться нарушения законодательства, связанные с необеспечением условий для использования в образовательных учреждениях сети Интернет. Меры реагирования по таким фактам принимались прокурорами в Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Республике Северная Осетия - Алания.
Всего по результатам проверок исполнения законодательства при реализации ПНП "Образование" в 2012 г. прокурорами выявлено свыше 80 тыс. нарушений, опротестовано около 3 тыс. незаконных правовых актов, внесено более 10 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 11 тыс. лиц, объявлены предостережения около 1 тыс. должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 2 тыс. должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено семь уголовных дел.
Информируя об изложенном и учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 337, Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также координацию и контроль деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования, прошу Вас:
- поручить Рособрнадзору усилить надзор за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования, а также контроль за целевым и эффективным использованием учреждениями образования учебного оборудования, поступившего в рамках реализации ПНП "Образование";
- рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать причины нарушений законодательства, допускаемых в ходе реализации ПНП "Образование", и разработать комплекс мер по их устранению и предупреждению.
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 14 февраля 2013 г. N 74/1-04-2013 "О состоянии законности при реализации приоритетного национального проекта "Образование"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", 2013 г., N 9