Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-02-07/1/24644
Вопрос: ЗАО просит разъяснить применение норм статей 89, 93 Налогового кодекса Российской Федерации в части исчисления течения срока предоставления копий документов, истребуемых у проверяемого лица на основании требования в рамках выездной налоговой проверки.
Последняя сложившая судебная практика, подтвержденная постановлениями судов высших кассационных инстанций, содержит следующую позицию по вопросу течения сроков предоставления документов по требованию налоговых органов при приостановлении проведения выездной налоговой проверки:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов. Согласно пункту 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
2. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок в силу пункта 4 статьи 93 Налогового кодекса РФ признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
3. Пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
С учетом указанных норм, а также положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ суды указали на то, что если срок предоставления документов приходится на период приостановления налоговой проверки, то непредставление указанных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, поскольку возложение обязанности по передаче документов в указанный период нарушает права налогоплательщика, гарантированные пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Описанная выше позиция в частности содержится в постановлении Федерального Арбитражного Суда Московского округа по делу от 29.11.2012 г. N А40-54948/12-91-307 и подкрепляется постановлением ФАС Московского округа от 20.08.2012 г. по делу N А41-27671/11.
С учетом вышеизложенного просим разъяснить: приостанавливается ли срок выполнения требований о предоставлении документов, подлежащих на основании пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ исполнению налогоплательщиком в течение 10 дней, в случае если окончание указанного срока приходится на период приостановления проведения выездной проверки налоговым органом в рамках пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о течении срока выполнения требования налогового органа о представлении документов, переданного налогоплательщику в ходе выездной налоговой проверки (до ее приостановления), и сообщается следующее.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) истребуемые у проверяемого налогоплательщика документы представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме (если истребуемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам) в течение 10 дней (20 дней при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Согласно пункту 9 статьи 89 Кодекса на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Кодексом не предусмотрены возврат в период приостановления проведения выездной налоговой проверки копий документов, представленных проверяемым лицом в налоговый орган, приостановление течения установленного срока выполнения требования налогового органа о представлении проверяемым лицом документов, переданного этому лицу до приостановления проведения выездной налоговой проверки, а также сокращение срока проведения выездной налоговой проверки на период подготовки и представления проверяемым лицом в налоговый орган документов, истребованных в ходе этой проверки.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По общему правилу проверяемый налогоплательщик по требованию налогового органа в течение 10 дней представляет необходимые документы в виде заверенных копий или в электронной форме.
Разъяснено, что в период приостановления выездной проверки копии представленных документов не возвращаются, а установленный срок выполнения требования об их подаче не приостанавливается, если такое требование передано налогоплательщику до ее приостановления.
Сокращение срока выездной проверки на период подготовки и представления истребованных в ее ходе документов НК РФ не предусмотрено.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-02-07/1/24644
Текст письма официально опубликован не был