Постановлением Московского областного суда от 24 июля 2012 г. К. освобожден от уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ за совершенные им в состоянии невменяемости общественно опасные деяния, предусмотренные п. "б" ч. 4 ст. 132, ч. 3 ст. 135 УК РФ.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 97, п. "в" ч. 1 ст. 99, ч. 4 ст. 101 УК РФ к К. применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.
Согласно постановлению суда К. совершил в состоянии невменяемости насильственные действия сексуального характера и развратные действия в отношении потерпевших, не достигших двенадцатилетнего возраста, в период с конца декабря 2008 г. по 30 мая 2010 г.
В кассационном представлении государственный обвинитель просил постановление отменить, указывая, что суд необоснованно квалифицировал действия К. в отношении пяти потерпевших одной статьей уголовного закона (п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ); полагал, что действия К. следовало квалифицировать по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ самостоятельно в отношении каждой из потерпевших.
Судебная коллегия по уголовным делам 11 сентября 2012 г. кассационное представление удовлетворила, указав следующее.
Из материалов уголовного дела усматривается, что органы предварительного следствия при квалификации действий К. дали самостоятельную уголовно-правовую оценку каждому акту сексуального насилия в отношении малолетних потерпевших.
Однако суд, не согласившись с такой оценкой и квалифицируя действия К. по всем эпизодам насильственных действий сексуального характера в отношении всех потерпевших как единое продолжаемое общественно опасное деяние, предусмотренное п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, не принял во внимание то, что данные действия К. совершал в течение длительного периода времени (с конца декабря 2008 г. по 30 мая 2010 г.), причем со значительными разрывами во времени (иногда более двух месяцев) между эпизодами этих действий, с чередованием потерпевших.
Между тем как единые продолжаемые общественно опасные деяния, предусмотренные ст.ст. 131 или 132 УК РФ, следует расценивать деяния в случаях, когда несколько половых актов либо насильственных действий сексуального характера не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства их совершения свидетельствовали о едином "умысле" лица на совершение указанных тождественных действий.
Таким образом, необоснованным является вывод суда о совершении К. единого продолжаемого общественно опасного деяния, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила постановление Московского областного суда от 24 июля 2012 г. в отношении К. и дело передала на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд иным составом суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. N 4-О12-70 "Решение суда о признании действий осужденного, квалифицированных по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, как единое продолжаемое преступление является необоснованным" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2013 г., N 6