Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.К. Отбоевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.К. Отбоева, имеющая длительный стаж работы в организациях здравоохранения в качестве фармацевтического работника и на момент перехода на пенсию работавшая в должности заведующего-фармацевта Североморского филиала ОАО "Фармация", оспаривает конституционность следующих положений статьи 1 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года N 561-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа":
пункта 1, закрепляющего предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях;
пункта 3, относящего утверждение перечня должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), к полномочиям Правительства Мурманской области.
По мнению заявительницы, указанные законоположения, примененные при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, не предусматривая возможность предоставления мер социальной поддержки для специалистов, работающих в иных организациях системы здравоохранения, а также пенсионеров из их числа, неправомерно лишают ее установленных государством социальных гарантий без равноценной компенсации и тем самым противоречат статьям 2, 15 (части 1 и 4), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.К. Отбоевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя.
Федеральный законодатель в части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрел право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований. Аналогичные полномочия закреплялись и в статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Мурманской области в Законе Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" определил круг специалистов, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на территории Мурманской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, к числу которых отнесены специалисты государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения (пункт 1), а также закрепил обязанность Правительства Мурманской области утвердить перечень должностей указанных специалистов, имеющих право на получение мер социальной поддержки (пункт 3). При этом право на меры социальной поддержки было сохранено и для проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области пенсионеров из числа указанных специалистов, проработавших в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) эти лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные этим Законом меры социальной поддержки (подпункт 9 пункта 1 статьи 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункт 9 пункта 1 статьи 3" имеется в виду "подпункт 9 пункта 2 статьи 3"
Такое правовое регулирование, направленное на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности в том числе квалифицированных специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также пенсионеров из их числа, само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Отбоевой Натальи Константиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2013 г. N 972-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Отбоевой Натальи Константиновны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 1 Закона Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)