Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации
по проведению контрольных мероприятий в государственных органах и органах местного самоуправления по практике применения федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах
1. Методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий в государственных органах и органах местного самоуправления по практике применения федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - Методические рекомендации), разработаны с целью обеспечения единого подхода к проведению Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (далее - Управление) контрольных мероприятий в государственных органах и органах местного самоуправления по практике применения федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - Контрольные мероприятия).
2. Методические рекомендации призваны обеспечить порядок реализации статьи 14 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и подпункта "и" пункта 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 201 (в редакции указов Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38 и от 3 ноября 2012 года N 1474).
3. Основной задачей Контрольных мероприятий является изучение и анализ в государственных органах и органах местного самоуправления правоприменительной практики федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" при работе с обращениями и запросами информации граждан, организаций и общественных объединений в единой трехуровневой системе обеспечения права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
4. Контрольные мероприятия в государственных органах и органах местного самоуправления проводятся в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, утвержденным в установленном порядке Руководителем Администрации Президента Российской Федерации (далее - Сводный план контрольных мероприятий).
5. Проведение Контрольных мероприятий осуществляется работниками Управления, уполномоченными на проведение Контрольных мероприятий начальником Управления, в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий. Количество и состав уполномоченных лиц на проведение Контрольных мероприятий утверждается начальником Управления.
6. Проведение Контрольных мероприятий осуществляется во взаимодействии с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах, приемными Президента Российской Федерации, размещенными в соответствующих федеральных округах или в соответствующих административных центрах субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации.
7. Основаниями для включения государственных органов и органов местного самоуправления в Сводный план контрольных мероприятий являются:
7.1. поступление обращения(ий) автора(ов) о преследовании за обращение с критикой соответствующих органов;
7.2. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) до 10 и более процентов активности населения по жалобам и (или) заявлениям, которые содержат вопросы, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации, либо совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо предметам ведения субъектов Российской Федерации, либо по вопросам местного значения;
7.3. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) до 10 и более процентов активности населения по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе выборных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее - должностные лица);
7.4. наличие обращений, размещенных в сети Интернет или опубликованных в средствах массовой информации и вызвавших большой общественный резонанс - получивших до тысячи и более откликов граждан;
7.5. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) до 15 и более процентов активности населения по повторным и многократным обращениям - обращениям, содержащим один и тот же вопрос или одни и те же вопросы от одного и того же автора, поступившим повторно или многократно в адрес одного и того же государственного органа, органа местного самоуправления или на имя одного и того же должностного лица;
7.6. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) до 15 и более процентов активности населения по вторичным обращениям - обращениям, содержащим вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, в адрес или на имя которых данные обращения поступили, но содержащие информацию о рассмотрении содержащихся в обращениях вопросов ранее государственным органом, органом местного самоуправления или должностными лицами, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращениях вопросов;
7.7. нарушение государственным органом или органом местного самоуправления срока, установленного законодательством (15 дней), представления документов и материалов, запрошенных Администрацией Президента Российской Федерации в данном государственном органе или данном органе местного самоуправления и необходимых для рассмотрения обращения;
7.8. нарушение должностным лицом срока, установленного законодательством (15 дней), представления документов и материалов, запрошенных Администрацией Президента Российской Федерации у данного должностного лица и необходимых для рассмотрения обращения;
7.9. нарушение должностным лицом порядка представления документов и материалов, запрошенных Администрацией Президента Российской Федерации у данного должностного лица, либо необходимых для рассмотрения обращения, либо о результатах рассмотрения обращения, направленного данному должностному лицу на рассмотрение Администрацией Президента Российской Федерации, в компетенцию которого входит решение поставленного(ых) в обращении вопроса(ов);
7.10. нарушение должностным лицом срока представления доклада на имя Президента Российской Федерации по исполнению поручения, данного по результатам работы мобильной приемной Президента Российской Федерации или проведенного по поручению Президента Российской Федерации личного приема гражданина, в том числе в режиме видео-конференц-связи;
7.11. нарушение государственным органом или органом местного самоуправления в 4 процентах случаев срока, установленного законодательством (30 дней), представления документов и материалов, запрошенных Администрацией Президента Российской Федерации у данного государственного органа или данного органа местного самоуправления, о результатах рассмотрения обращений, направленных в данный государственный орган или данный орган местного самоуправления на рассмотрение Администрацией Президента Российской Федерации, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращениях вопросов;
7.12. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) активности населения до 10 и более процентов по общему количеству содержащихся в обращениях вопросов;
7.13. повышение по сравнению с соответствующим предыдущим периодом (месяцем, кварталом, полугодием) активности населения до 10 и более процентов по содержащимся в обращениях вопросам, относящимся к предметам ведения Российской Федерации, либо к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо предметам ведения субъектов Российской Федерации, либо по вопросам местного значения;
7.14. превышения активности населения по вопросам, объединяющим подвопросы, определяющие позицию авторов обращений:
7.14.1. к достижению целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, в отдельных сферах государственной политики;
7.14.2. к достижению целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, в отдельных субъектах Российской Федерации и в муниципальных районах, городских округах, находящихся в пределах данных субъектов Российской Федерации;
7.14.3. к оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах, направленной на достижение целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;
7.14.4. к оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, находящихся в пределах данных субъектов Российской Федерации, направленной на достижение целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации.
7.15. проверка фактического устранения недостатков, выявленных в ходе оперативного выезда мобильной приемной Президента Российской Федерации;
7.16. проверка фактического устранения недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных Контрольных мероприятий в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий.
8. В ходе Контрольных мероприятий дополнительно осуществляется изучение и анализ:
8.1. деятельности приемной Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе или в соответствующем административном центре субъекта Российской Федерации;
8.2. функционирования терминалов "Электронной приемной Президента Российской Федерации", размещенных в зданиях соответствующих органов местного самоуправления либо иных органов местного самоуправления, находящихся в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;
8.3. использования контура выгрузки-загрузки электронных данных по работе с обращениями граждан;
8.4. применения обмена электронными данными по работе с обращениями граждан в режиме реального времени;
8.5. информативности официального сайта соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления в сети Интернет и информационного ресурса "личный кабинет", обеспечивающего авторам обращений доступ в сети Интернет к результатам рассмотрения их обращений;
8.6. подготовки и информативности обзоров обращений граждан, организаций и общественных объединений, а также обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
8.7. полноты и достоверности сведений, передаваемых в Управление о работе с обращениями в письменной форме, в форме электронного документа и в устной форме для информационно-аналитической работы.
9. В целях подготовки к проведению Контрольных мероприятий в соответствующем государственном органе или соответствующем органе местного самоуправления:
анализируются показатели активности населения соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования по темам и группам тем общероссийского типового классификатора обращений граждан, включающим вопрос, явившийся основанием для проведения Контрольного мероприятия;
запрашивается в случае необходимости имеющаяся в соответствующем государственном органе или соответствующем органе местного самоуправления информация по существу вопроса, явившегося основанием для проведения Контрольных мероприятий;
запрашивается в случае необходимости имеющаяся в соответствующем органе прокуратуры Российской Федерации информация по существу вопроса, явившегося основанием для проведения Контрольных мероприятий.
10. Уполномоченные лица Управления в ходе проведения Контрольного мероприятия имеют право:
а) использовать материально-техническое, документационное и информационное обеспечение приемных Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах и административных центрах субъектов Российской Федерации (далее - приемные Президента Российской Федерации);
б) запрашивать в установленном порядке и получать от приемных Президента Российской Федерации, самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных и региональных органов исполнительной власти информацию (документы и материалы) по вопросам, явившимся основанием для проведения Контрольных мероприятий;
в) брать письменные и устные объяснения у должностных лиц по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
г) давать должностным лицам обязательные для исполнения поручения и указания по вопросам, являющимся основанием для проведения Контрольных мероприятий;
д) вносить в установленном порядке в рабочую группу при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций, образованную распоряжением Президента Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 219-рп (с изменениями внесенными распоряжением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 410-рп), предложения о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении норм федеральных законов от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также о принятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей;
е) проводить совещания с должностными лицами;
ж) взаимодействовать с органами прокуратуры Российской Федерации;
з) устанавливать должностным лицам сроки представления доклада о плане устранения недостатков, выявленных в ходе проведения Контрольных мероприятий.
11. Результаты проведения Контрольных мероприятий в государственном органе или органе местного самоуправления оформляются уполномоченными лицами Управления в форме справки о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления, подписываемой уполномоченными лицами Управления и работниками соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, участвовавшими в проведении Контрольных мероприятий.
12. Справка о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления должна содержать описательную часть, выводы и рекомендации по устранению недостатков, а также иную информацию, непосредственно связанную с проведением Контрольных мероприятий.
13. Справка о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления согласуется с руководителем соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления и утверждается начальником Управления.
14. Утвержденная справка о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления направляется руководителю государственного органа или органа местного самоуправления, в котором проводились Контрольные мероприятия, с сопроводительным письмом на бланке Управления за подписью начальника Управления для представления в Управление плана устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий.
15. Контроль устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий, осуществляется департаментом аналитического и правового обеспечения Управлением (далее - Департамент).
16. Департамент включает в Реестр поручений, данных по результатам проведения Контрольных мероприятий:
справку о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления;
план устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий, представленный в Управление, в случае соответствия его справке о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления и уведомляет об этом руководителя соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления;
сроки исполнения и ответственных за исполнение должностных лиц, предусмотренных планом устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий;
информацию о снятии с контроля или продлении срока исполнения поручения, данного по результатам проведения Контрольных мероприятий, по согласованию с референтом Управления, осуществляющим контрольные функции, и уполномоченным лицом Управления, возглавлявшим проведение Контрольного мероприятия.
17. В случае не соответствия плана устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий, представленного в Управление, справке о состоянии работы с обращениями и запросами граждан, организаций и общественных объединений в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления направляет руководителю соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления письмо о доработке плана устранения недостатков, выявленных в ходе Контрольных мероприятий.
18. Основанием для рассмотрения вопроса о снятии с контроля или о продлении контроля является письменный доклад руководителя соответствующего государственного органа, или органа местного самоуправления, или иного уполномоченного лица о выполнении плана устранения недостатков, выявленных по результатам проведения Контрольных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.