Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 июля 2013 г. N 03-11-06/2/26817
Вопрос: На основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах Закрытое акционерное общество, именуемое в дальнейшем "Управляющая организация", применяющая УСН (объект - доходы, уменьшенные на величину расходов), 100% голосованием было выбрано в качестве Управляющей организации. По договорам управления многоквартирными домами, заключенными Управляющей организацией (агентом) и собственниками помещений в многоквартирных домах, Управляющая организация принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ и оказание услуг по предоставлению коммунальных и иных услуг. Управляющая организация выполняет посредническую функцию, по поручению и на затраты собственника закупает для него коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций посредством заключения договоров на предоставление коммунальных услуг. ЗАО принимает на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги и транзитом перечисляет эти платежи ресурсоснабжающим организациям. В распоряжении ЗАО не остается какой-либо прибыли.
В свою очередь в договоре о поставке коммунальных услуг между Управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями имеется такой пункт: "Размер вознаграждения Управляющей организации за услуги населению, сбор платежей от населения по договору составляет 3% от перечисленной суммы".
Просим разъяснить: учитываются ли платежи за коммунальные услуги при исчислении налоговой базы в качестве доходов или только размер вознаграждения учитывается?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июля 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных операций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15 июня 2012 г."
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В том случае, если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.