Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителей ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" Горловой А.С., Горячкина И.А., ЗАО "Росдорснабжение" Павленко К.В., ООО "Каньон" Миклина С.А., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Росдорснабжение" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока. Строительство путепровода через железную дорогу на км 591 автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока, Приморский край (номер извещения 0322100024513000057) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Направленное Заявителю Оператором электронной площадки уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе не содержит обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 09.04.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 1 555 066 120 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона 06.06.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "КАНЬОН" с минимальным предложением о цене контракта 1500638805, 80 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено следующее требования к мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I: "вязкие дорожные нефтяные битумы должны соответствовать ГОСТ 22245-90: для битума 90-130: глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25°С: 91-130, при 0°С не менее 28; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: 43; растяжимость, см, не менее: при 25°С: 65; при 0°С: 4,0; температура хрупкости, °С, не выше: -17; температура вспышки, °С, не ниже: 230; изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: 5; индекс пенетрации: от -1,0 до + 1,0".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 03.06.2013 N 0322100024513000057-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку Заявителем в заявке на участие в Аукционе представлены недостоверные сведения, в том числе в отношении вязкого дорожного нефтяного битума мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I индекс пенетрации указан 0,5.
Комиссия, изучив заявку заявителя на участие в Аукционе, установила, что в заявке указаны параметры вязкого дорожного нефтяного битума мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I, в том числе глубина проникания иглы, 0,1 мм : при 25°С: 105; температура размягчения по кольцу и шару °С, 46; индекс пенетрации: 0,5.
В соответствии с таблицей 3 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" индекс пенетрации при глубине проникновения иглы 105 при 25°С, температуре размягчения по кольцу и шару 46°С составляет (-0,3).
Следовательно, заявка Заявителя на участие в Аукционе содержит недостоверные сведения в отношении индекса пенетрации вязкого дорожного нефтяного битума мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I.
Таким образом, действия Аукционной комиссия, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, соответствуют Закону о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов протокола оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.
На заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки своевременно и в соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов направлено Заявителю уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе. Вместе с тем, направленное Заявителю уведомление не содержит обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
В соответствии с пунктом 11.13 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, размещенного на сайте Оператора электронной площадки (далее - Регламент), после поступления оператору протокола рассмотрения первых частей заявок, всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в электронном аукционе, направляется уведомление о результате рассмотрения. В уведомлении должно быть указано, в том числе решение о допуске или об отказе в допуске, а также обоснование, в случае отказа в допуске. При этом в соответствии с пунктом 11.8.1 Регламента пользователю организатора торгов в форме рассмотрения первых частей заявок обеспечена возможность указать решение о допуске или отказе в допуске участника размещения заказа по каждой полученной заявке и указать обоснование отказа в допуске.
На заседании Комиссии установлено, что обоснование решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заполняется должностными лицами Уполномоченного органа, Заказчика на электронной площадке в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в соответствии с пунктом 11.8.1 Регламента.
На заседание Комиссии представитель Заявителя представил нотариально заверенный протокол осмотра письменных доказательств от 04.06.2013, согласно которому уведомление об отказе в допуске, направленное Заявителю не содержит обоснования решения об отказе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неуказании на электронной площадке в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что "в качестве мелких заполнителей для бетонов используют природный песок и песок из отсевов дробления горных пород со средней плотностью зерен от 2000 до 2800 и их смеси, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-93, ГОСТ 31424-2010".
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 23.05.2013 на Официальном сайте установлено следующее: "техническая ошибка допущена в требованиях к плотности зерен мелких заполнителей для бетонных смесей допущена в ГОСТ 26633-91 п. 1.6.1. Участник аукциона должен руководствоваться требованиями к плотности зерен указанных в ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 31424-2010 - от 2,0 до 2,8 ".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 5 Требования к показателям товара используемого при выполнении работ), если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме".
В приложении N 5 документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара, например:
- для материалов для дорожной разметки установлены следующие требования: координаты цветности, x,y должны соответствовать значениям указанным в таблице ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 51256-2011:
Цвет |
Обозначение координат цветности |
Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Белый |
Х |
0,355 |
0,305 |
0,285 |
0,335 |
У |
0,355 |
0,305 |
0,325 |
0,375 |
При этом из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
Для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче (в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 75-100; 10 мм 62-100; 5 мм 40-50; 2,5 мм 28-38; 1,25 мм 20-28; 0,63 мм 14-20; 0,315 мм 10-16; 0,16 мм 6-12; 0,071 мм 4-10", "содержание зерен крупностью св. 10 мм, св. 5 мм и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса, %: Очень крупный св. 10 мм - 2; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 3";
- для крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марки I установлены следующие требования: "содержание щебня в смеси должно быть свыше 40% до 60%. Содержание песка должно быть свыше 40% до 60%. Содержание минерального порошка в смеси должно быть от 0 % до 8%";
- для неорганических вяжущих материалов установлены следующие требования: "по физико-механическим свойствам: по прочности на сжатие,МПа в возрасте 28 сут для класса 22,5Н не менее 22,5 и не более 42,5; для класса 32,5Н, 32,5Б не менее 32,5 и не более 52,5; для класса 42,5Н 42,5Б не менее 42,5 и не более 62,5; для класса 52,5Н 52,5Б не менее 52,5; Начало схватывания, мин, не ранее75 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 60 для классов 42,5Н; 42,5Б; 45 для классов 52,5Н; 52,5Б".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено конкретные показатели скольких перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, например конкретный показатель одного из указанных размеров зерен, классов по прочности, либо конкретные показатели для каждого, содержащегося в документации об Аукционе размера зерен, класса по прочности.
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, поскольку требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Росдорснабжение" обоснованной в части неуказания Заказчиком на электронной площадке в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 14.06.2013 N К-833/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Д.М. Баширова |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2013 г. N К-833/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был