Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" Горячкина И.А., Горловой А.С., ООО "Корпорация Инжтрансстрой" Анциферова М.И., Берестенниковой Т.И., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Корпорация Инжтрансстрой" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Единая комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 155 - км 165, Амурская область" (номер извещения 0322100024513000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 310 800 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 (четыре) заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 (два) участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 06.06.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 (один) участник Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ОАО "Бамстроймеханизация" с минимальным предложением о цене контракта - 1 304 243 003,06 рубля.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар первая часть заявки участника размещения должна содержать: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 03.06.2013 N 0322100024513000055/1 участнику размещения заказа с порядковым номером заявки "5048784" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием первой части заявки на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе, в том числе, по следующим основаниям:
"-участником размещения заказа указаны сведения о товаре "мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа А, марки II на ПБВ" - указаны полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия, указаны все группы крупности и классы песка природного и песка из отсевов дробления, при этом в предложении участника размещения заказа отсутствуют конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки I, II" - указаны сведения о зерновом составе гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия, указаны все группы крупности и классы песка природного и песка из отсевов дробления, при этом в предложении участника размещения заказа отсутствуют конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки I, II" - указаны сведения о зерновом составе гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия, указаны все группы крупности и классы песка природного и песка из отсевов дробления, при этом в предложении участника размещения заказа отсутствуют конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "черный щебень" - в предложении участника размещения заказа не указаны конкретные показатели фракции применяемого щебня, не указаны конкретные значения диаметров контрольных размеров сит;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "неорганические материалы" - по физико-механическим свойствам: по прочности на сжатие, МПа в возрасте 28 сут. для класса 22,5Н - 32,5; для класса 32,5Н - 35, 32,5Н - 42,5; для класса 42,5Н - 62,5, 42,5Б - 60; для класса 52,5Н, 52,5Б - 52,5; начало схватывания, мин., 80 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 60 мин. для классов 52,5Н; 52,5Б. Содержание оксида серы 3,0 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 42,5Н и 3,5 для классов 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б, при этом в предложении участника размещения заказа не указан конкретный класс применяемого неорганического материала;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "материалы для дорожной разметки "Магистраль" - в предложении участника размещения заказа не указаны конкретные показатели координат цветности краски для дорожной разметки;
- участником размещения заказа указаны сведения о товаре "знаки дорожные" - в предложении участника размещения заказа не указаны конкретные показатели координат цветности для элементов изображения знака".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 5 Требования к показателям товара используемого при выполнении работ), если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме".
В приложении N 5 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам подлежащих использованию товаров, например:
- для товара "материалы для дорожной разметки" Заказчиком установлены следующие требования: координаты цветности, x,y должны соответствовать значениям указанным в таблице ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 51256-2011:
Цвет |
Обозначение координат цветности |
Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Белый |
Х |
0,355 |
0,305 |
0,285 |
0,335 |
У |
0,355 |
0,305 |
0,325 |
0,375 |
При этом из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
Для товара "мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа А, марки II на ПБВ" Заказчиком установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче (в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 75-100; 10 мм 62-100; 5 мм 40-50; 2,5 мм 28-38; 1,25 мм 20-28; 0,63 мм 14-20; 0,315 мм 10-16; 0,16 мм 6-12; 0,071 мм 4-10", "содержание зерен крупностью св. 10 мм, св.5 мм и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса, %: Очень крупный св. 10 мм - 2; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 3";
- для товара "крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки I, II" Заказчиком установлены следующие требования: "крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки I, II должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2009; содержание песка в смеси должно быть свыше 40% до 60%. Содержание песка должно быть свыше 40% до 60%. Содержание минерального порошка в смеси должно быть от 0 % до 8%";
- для товара "эмульсии битумные дорожные" Заказчиком установлены требования к битумным эмульсиям ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3: "эмульсии битумные дорожные должны соответствовать ГОСТ Р 52128-2003. Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава для ЭБК-1 не смешивается, ЭБК-2,ЭБК-3 смешивается; плотного зернового состава для ЭБК-1, ЭБК-2 не смешивается,ЭБК-3 смешивается; Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе от 50 до 70; Условная вязкость при 20 °С, с от 10 до 65; Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее 4 -5; Остаток на сите N 014, % по массе, не более 0,25; Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N 014), % по массе, не более: через 7 сут. 0,3; через 30 сут. 0,5; Устойчивость при транспортировании Эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее; Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии";
- для товара "неорганические вяжущие материалы" Заказчиком установлены следующие требования: "по физико-механическим свойствам: по прочности на сжатие, МПа в возрасте 28 сут. для класса 22,5Н не менее 22,5 и не более 42,5; для класса 32,5Н, 32,5Б не менее 32,5 и не более 52,5; для класса 42,5Н 42,5Б не менее 42,5 и не более 62,5; для класса 52,5Н 52,5Б не менее 52,5; Начало схватывания, мин, не ранее75 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 60 для классов 42,5Н; 42,5Б; 45 для классов 52,5Н; 52,5Б".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлены конкретные показатели скольких перечисленных характеристик товара необходимо указать участником размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе, например конкретный показатель одного из указанных размеров зерен, классов по прочности, либо конкретные показатели для каждого, содержащегося в документации об Аукционе размера зерен, класса по прочности, все свойства всех битумных эмульсий, либо конкретные показатели одного предлагаемого к использованию при выполнении работ вида битумной эмульсии.
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, потребностям Заказчика, поскольку требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представленным на заседании Комиссии представителями Заказчика и Заявителя документам и сведениям установлено, что первая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе содержит в своем составе согласие на выполнение работ, являющихся предметом Аукциона, с использованием товара и сведения о характеристиках предлагаемого к использованию товара в соответствии с приложением N 5 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" документации об Аукционе.
В связи с тем, что Заказчиком надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия считает, что действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю, подавшему заявку на участие в Аукционе в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация Инжтрансстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 14.06.2013 N К-834/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2013 г. N К-834/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был