Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
при участии представителей Ермоленко Сергея Сергеевича, Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Митрофанова А.Ю., Тихоновой С.В., ООО "Полдень" Денисюка М.Е., представители Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области, ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Полдень" (далее - Заявитель) на действия Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Заказчик), Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для образовательных учреждений Воронежской области по лоту N 1 (номер извещения 0131200001013001487) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно требуют указать марку изделия каждой единицы оборудования в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
2. На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 03.06.2013 размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение Закона о размещении заказов не установлены требования к сроку действия гарантии на товар.
4. В нарушение Закона о размещении заказов установлено требование к победителю Аукциона указать цену за единицу товара в проекте государственного контракта.
5. Документация об Аукционе содержит неправомерное требование к мультимедиа-проектору в части технологии способа формирования изображения - 3 P-SiTFT.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 20.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 184 846 129,53 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 8 участников размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона 17.06.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта 123 846 906,63 рублей.
1. Частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать первая часть заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что "каждая единица оборудования, в том числе входящего в состав предлагаемых к поставке товаров (комплектов или иной совокупности товаров), являющаяся отдельно производимым товаром, должна быть представлена описанием с указанием марки, модели".
Частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не предусмотрено указание марки, модели товара в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, установив требования к участнику размещения заказа указать излишние сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе, нарушили часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к мультимедиа - проектору, в том числе способ формирования изображения - 3 P-SiTFT.
Вместе с тем, разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 03.06.2013 на Официальном сайте установлено, что "в рамках проведения данного аукциона заказчик примет к рассмотрению заявки участников, предложивших оборудование, построенное на базе технологий 3LCD, LCoS (D-ILA, SXRD) или DLP-3DMD".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно пункту 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования. В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром и срок действия гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что "оборудование должно быть новым (не бывшим в эксплуатации) и изготовлено не ранее 2013 г. и гарантийный срок поставщика на товар - не менее срока действия гарантии производителя", что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение Закона о размещении заказов не установлены требования к сроку действия гарантии на товар, не нашел своего подтверждения.
4. Частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в приложении N 1 к контракту "Спецификация" участнику размещения заказа необходимо указать цену за единицу товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших необходимость участнику размещения заказа самостоятельно указывать цену за единицу товара в проекте контракта, нарушают часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
5. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к мультимедиа-проектору в части технологии способа формирования изображения - 3 P-SiTFT.
Согласно пояснениям Заказчика, требование к мультимедиа-проектору в части технологии способа формирования изображения - 3 P-SiTFT установлено на основании работы, проведенной специалистами ФГБУ НИИ "Медицины Труда" Российской Академии Наук под руководством с.н.с. к.б.н. Ямпольской Е.Г. на тему "Исследование влияния зрительной нагрузки при использовании оборудования 3LCD и DLP на состояние зрительно сенсорной системы и психофизические показатели учащихся", а также работы специалистов Дальневосточного государственного медицинского университета Министерства Здравоохранения Российской Федерации под руководством д.м.н. Е.Н. Сазоновой на тему "Исследование влияния зрительной нагрузки при использовании проекционного оборудования 3LCD и DLP на состояние зрительной сенсорной системы и психофизиологические показатели учащихся". При этом Закон о размещении заказов не содержит требования о размещении в документации об Аукционе обоснования установленных требований к товарам.
При этом Заявителем не заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указанный параметр мультимедиа-проектора установлен неправомерно.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе содержит неправомерное требование к мультимедиа-проектору в части технологии способа формирования изображения, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 10.7 проекта контракта документации об Аукционе "расторжение контракта возможно по соглашению сторон, в порядке одностороннего расторжения заказчиком в соответствии с гражданским законодательством РФ или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации".
Таким образом, установление Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе вышеуказанного положения о возможности расторгнуть контракт в одностороннем порядке является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
7. Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
На заседании Комиссии установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Данное нарушение, а также нарушения, указанный в пунктах 1, 4, 6, 7 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 14.06.2013 N 0131200001013001487-7 аукционная комиссия Заказчика, Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия) отказала в допуске к участию в Аукционе, в том числе участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок "5", "6" на основании несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а именно: заявки участников размещения заказа не соответствует требованиям технической части документации об Аукционе по способу формирования изображения мультимедиа-проектора.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к мультимедиа-проектору, в том числе способ формирования изображения - 3 P-SiTFT.
Однако разъяснением положений документации об Аукционе, размещенном 03.06.2013 на Официальном сайте установлено, что "в рамках проведения данного аукциона заказчик примет к рассмотрению заявки участников, предложивших оборудование, построенное на базе технологий 3LCD, LCoS (D-ILA, SXRD) или DLP-3DMD".
Изучив заявки участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок "5", "6", представленные представителями Заказчика, Комиссия установила, что в заявках указан способ формирования изображения 3LCD в соответствии с разъяснением положений документации об Аукционе, размещенным 03.06.2013 на Официальном сайте.
Учитывая вышеизложенное, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок "5", "6", нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Полдень" обоснованной в части установления в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерных требований в части указания марки изделия каждой единицы оборудования в составе первой части заявки на участие в Аукционе, цены за единицу товара в проекте государственного контракта, размещения разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющего суть документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение части 8 статьи 9, части 2 статьи 19. 1, части 5 статьи 41.7, часть 7 статьи 41.8, части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 17.06.2013 N К-842/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
А.И. Федирко |
|
И.А. Вершинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2013 г. N К-842/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был