Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
при участии представителей Министерства обороны Российской Федерации Гринюка А.Г., Котенко А.М., Конончика Д.Г., Корнеева А.В., Довбешко Н.В., ООО ТПК "ПродМаркет" Федотова Д.Н., Родникова М.В., представители ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО ТПК "ПродМаркет" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставку оборудования продовольственной службы и посуды для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2013 году по лотам: NN 5 (номер извещения 0173100004513001257); N 1 (номер извещения 0173100004513000026); N 10 (номер извещения 0173100004513001297); N 1 (номер извещения 0173100004513001253); N 8 (номер извещения 0173100004513001260); N 9 (номер извещения 0173100004513001261); N 6 (номер извещения 0173100004513001258); N 7 (номер извещения 0173100004513001259) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя, в проекте Государственного контракта (далее - проект контракта), являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлены незаконные требования к документам, предъявляемым поставщиком Заказчику на оплату поставленного товара, а именно:
1. Требование пункта 7.2 проекта контракта не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
2. Требование пункта 9.4 проекта контракта не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
3. Требование о предоставлении документов на оплату товара Поставщиком Заказчику, установленное пунктом 9.3 не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
4. Требование пункта 6.3 проекта контракта не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукционов Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукционов, документациями об Аукционах, протоколами, составленными при размещении заказов.
Извещения о проведении Аукционов размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.05.2013.
Согласно указанным извещениям, а также документациям об Аукционах дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах - 14.06.2013 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционах - 21.06.2013, дата проведения Аукционов - 24.06.2013.
Начальные (максимальные) цены контрактов по лотам NN:
5 (номер извещения 0173100004513001257) - 667 912 176,27 рублей;
1 (номер извещения 0173100004513000026) - 170 964 358,50 рублей;
10 (номер извещения 0173100004513001297) - 109 385 216 рублей;
1 (номер извещения 0173100004513001253) - 4 667 346 рублей;
8 (номер извещения 0173100004513001260) - 157 889 298 рублей;
9 (номер извещения 0173100004513001261) - 22 069 000 рублей;
6 (номер извещения 0173100004513001258) - 4 805 500 рублей;
7 (номер извещения 0173100004513001259) - 116 511 376 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов. Статья 764 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет стороны по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Согласно доводу Заявителя "в соответствии с пунктом 7.2 проекта контракта Акт приема-передачи Товара составляется Поставщиком, передается Заказчику (Грузополучателю) вместе с Товаром, проверяется Заказчиком (Грузополучателем), только подписывается, скрепляется печатью и возвращается Поставщику. При этом на Поставщика возложена обязанность указать в чьем лице действует Заказчик и на основании какого документа он действует. Такие сведения отсутствуют в проекте контракта, обязанность Заказчика предоставить такие сведения Поставщику проектом контракта не предусмотрена. Таким образом, проектом контракта не определён порядок предоставления информации, поэтому Поставщик не имеет возможности выполнить указанное требование проекта контракта".
Пунктом 7.2 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрено "Акт приема-передачи Товара составляется Поставщиком в 4 (четырех) экземплярах (1 (один) экземпляр для Грузополучателя и 3 (три) экземпляра для Поставщика, при этом 2 (два) экземпляра Акта приема-передачи Товара Поставщик направляет Заказчику в составе документов, служащих основанием для оплаты поставленного Товара), передается Заказчику (Грузополучателю) вместе с Товаром и проверяется Заказчиком (Грузополучателем) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем окончания приемки Товара, подписывается, скрепляется печатью и направляется Поставщику".
В соответствии с главой 10 Гражданского кодекса РФ и Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, доверенность выдается лицу, назначенному исполняющим соответствующие обязанности и в рамках его компетенции.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что определить конкретное лицо (ФИО), являющееся Грузополучателем, на дату заключения контракта, не представляется возможным, в силу объективных причин (увольнение, перевод, назначение на должность и т.д.). Таким образом, в проекте контракта предусмотрено указание мест дислокации, действительных наименований воинских частей (подразделений, организаций) подведомственных МО РФ, являющихся Грузополучателями в соответствии с выданной доверенностью (п. 3.2.2 проекта контракта). То есть ФИО должностного лица непосредственно исполняющего обязанности грузополучателя может быть указано не ранее даты поставки товара по контракту. Следовательно, проект контракта не требует персонификации грузополучателя (указания ФИО и реквизитов доверенности), а также не несет никакой коррупционной составляющей (в том числе исключает ее ввиду неопределенности конкретного должностного лица) и исключает возможность: "неформальных отношений" с представителем заказчика.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что пункт 7.2 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что пункт 7.2 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 9.4. проекта контракта установлены следующие положения: "На всех документах, указанных в настоящем разделе, обязательно должны быть указаны наименования Заказчика, Грузополучателя, Поставщика, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов. Одновременно с указанными в настоящем разделе документами должны быть предоставлены их электронные копии на диске CD-R, а также копия Контракта (при первом предъявлении документов на оплату), созданные посредством сканирования в соответствии с требованиями п. 9 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 87н, в формате JPEG (изображение черно-белое, размер одной отсканированной страницы формата А4 не более - 1240 точек на 1754 точек, разрешение сканирования не более 150 DPI)".
Согласно доводу Заявителя "данный порядок распространяет свое действие только на получателей средств федерального бюджета, которыми согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Поставщик по государственному контракту не является получателем бюджетных средств. Требование пункта 9.4 проекта контракта является незаконным".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что электронные копии документов на оплату, а также копия контракта (при первом предъявлении документов на оплату), созданные по средством сканирования, предоставляются Заказчиком в финансовые органы для дальнейшего представления в Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 9 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н, а не Поставщиком.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя "требования о предоставлении доверенности и товарной накладной в составе документов на оплату товара незаконно".
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Пунктом 9.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что Оплата за поставленный Товар осуществляется Заказчиком в течение 30 (тридцати) банковских дней после предоставления Поставщиком Заказчику товарной накладной на каждую партию Товара с отметкой Заказчика (Грузополучателя, действующего на основании доверенности, выданной Заказчиком) о приеме Товара в 2 (двух) экземплярах, с приложением копии доверенности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии законодательством Российской Федерации Заказчик подтверждает свои полномочия доверенностью, оформленной надлежащим образом, Поставщик, заинтересованный в установлении полномочий Грузополучателя, вправе потребовать от него оригинал (на обозрение) и копию доверенности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и условиями проекта контракта оплата товара осуществляется на основании следующих документов: счет, товарная накладная, счет-фактура, сводный акт приема- передачи (с приложением актов приема-передачи товара) и т.д. Грузополучатель, действует в соответствии с положением о складе и в пределах полномочий, делегируемых ему Заказчиком (Минобороны России), на основании доверенности.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что пункт 9.3 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что пункт 9.3 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 6.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "в случае ошибок или неточностей, допущенных при оформлении перевозочных или иных документов, все расходы, связанные с переоформлением и задержкой в пути следования, оплачиваются Поставщиком. При этом изменение срока поставки Товара не допускается".
По мнению Заявителя "данный пункт неправомерен, так как Грузополучатель обязан проверить документы перед их подписанием. Соответственно и ответственность за ошибки и неточности в документах должен нести Грузополучатель".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пунктам 6.2, 6.3 проекта контракта перевозочные документы при поставке товара оформляются Поставщиком (Грузоотправителем), следовательно, Грузополучатель не имеет правовых оснований и физической возможности оформлять, переоформлять и вносить коррективы в указанные документы.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что пункт 6.3 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям законодательства о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что пункт 6.3 проекта контракта документации об Аукционе не соответствует положениям Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобы ООО ТПК "ПродМаркет" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
Члены Комиссии: |
А.И. Федирко |
|
И.А. Вершинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2013 г. N К-848/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был