Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) при участии представителей ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" Бабака Д.А., ОАО "УСК МОСТ" Курякиной Е.П., ООО "Стройгазконсалтинг" Бажуры С.А., ООО "Строительная компания" Ольхова Д.В., Филиппова Д.А., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "УСК МОСТ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссиия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока. Реконструкция автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока км 12+000 - км 28+750, Хабаровский край (номер извещения 0322100024513000048) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 370 730 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа - ООО "Стройгазконсалтинг";
5) Аукцион признан несостоявшимся;
6) ООО "Стройгазконсалтинг" признано соответствующим требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 03.06.2013 N 0322100024513000048/1 Заявителю (порядковый номер заявки на участие в Аукционе 5049512) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставлением конкретных показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным в приложении N 5 документации об Аукционе, а именно "из предложений участника, представленных им в заявке на участие в аукционе, комиссия не имеет возможности сделать однозначный вывод о конкретных показателях предлагаемых к использованию при выполнении работ товарах".
В соответствии с пунктом 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 5 Требования к показателям товара используемого при выполнении работ), если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме".
В приложении N 5 документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара, например:
- для материалов для дорожной разметки установлены следующие требования: координаты цветности, x,y должны соответствовать значениям указанным в таблице ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 51256-2011:
Цвет |
Обозначение координат цветности |
Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Белый |
Х |
0,355 |
0,305 |
0,285 |
0,335 |
У |
0,355 |
0,305 |
0,325 |
0,375 |
При этом из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
Для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня и гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D)Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60;Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25D."
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что на основании вышеуказанных данных необходимо произвести математические расчеты, с целью предоставления конкретных показателей применяемого товара. Однако на заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит сведений о необходимости произведения математических расчетов.
Для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче (в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 75-100; 10 мм 62-100; 5 мм 40-50; 2,5 мм 28-38; 1,25 мм 20-28; 0,63 мм 14-20; 0,315 мм 10-16; 0,16 мм 6-12; 0,071 мм 4-10", "содержание зерен крупностью св. 10 мм, св. 5 мм и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса, %: Очень крупный св. 10 мм - 2; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 3";
- для крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марки I установлены следующие требования: "содержание щебня в смеси должно быть свыше 40% до 60%. Содержание песка должно быть свыше 40% до 60%. Содержание минерального порошка в смеси должно быть от 0% до 8%";
- для неорганических вяжущих материалов установлены следующие требования: "по физико-механическим свойствам: по прочности на сжатие,МПа в возрасте 28 сут для класса 22,5Н не менее 22,5 и не более 42,5; для класса 32,5Н, 32,5Б не менее 32,5 и не более 52,5; для класса 42,5Н 42,5Б не менее 42,5 и не более 62,5; для класса 52,5Н 52,5Б не менее 52,5; Начало схватывания, мин, не ранее75 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 60 для классов 42,5Н; 42,5Б; 45 для классов 52,5Н; 52,5Б".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлены конкретные показатели скольких перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, например конкретный показатель одного из указанных размеров зерен, классов по прочности, либо конкретные показатели для каждого, содержащегося в документации об Аукционе размера зерен, класса по прочности.
При этом, в приложении N 5 к документации об Аукционе установлены "требования к качеству используемых товаров (строительных материалов, изделий и конструкций)" (далее - Требование). Однако, часть пунктов Требования (пример "крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки II" Требования "Щебень из плотных горных пород и гравий, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93") не содержит максимальные и минимальные значения, по которым необходимо представить конкретные показатели характеристик материалов (товаров), применяемых при выполнении работ (оказание услуг). По таким пунктам в Требовании есть лишь указание на ГОСТы, при этом не указано, какими конкретно пунктами в этих ГОСТах необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей по пунктам Требования в составе первой части заявки на участие в Аукционе. При этом, указанные положения ГОСТов не содержатся в документации об Аукционе.
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, поскольку требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, что "Установлено требование к зерновому составу минеральной части смесей "Содержание щебня в смеси должно быть свыше 50% до 60%".
Вместе с тем, в разъяснении положений документации об Аукционе, размещенным 22.05.2013 на Официальном сайте указано следующее: "допущена техническая опечатка при подготовке требованием к материалу - мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б марки 1 следует считать: "Содержание щебня в смеси должно быть свыше 40% - 50%".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "УСК МОСТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 18.06.2013 N К-850/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2013 г. N К-850/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был