Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия)
при участии представителей ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" Бабака Д.А., ОАО "УСК МОСТ" Курякиной Е.П., ООО "Стройгазконсалтинг" Бажуры С.А., ООО "Строительная компания" Ольхова Д.В., Филиппова Д.А., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО "УСК МОСТ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссиия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока. Реконструкция автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока км 28+750 - км 36+000, Хабаровский край. (номер извещения 0322100024513000051) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 205 760 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа - ООО "Стройгазконсалтинг";
5) Аукцион признан несостоявшимся;
6) ООО "Стройгазконсалтинг" признано соответствующим требованиям документации об Аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 03.06.2013 N 0322100024513000051/1 Заявителю (порядковый номер заявки на участие в Аукционе 5075728) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставлением конкретных показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным в приложении N 5 документации об Аукционе, а именно "из предложений участника, представленных им в заявке на участие в аукционе, комиссия не имеет возможности сделать однозначный вывод о конкретных показателях предлагаемых к использованию при выполнении работ товарах".
В соответствии с пунктом 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение N 5 Требования к показателям товара используемого при выполнении работ), если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме".
В приложении N 5 документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара, например:
- для материалов для дорожной разметки установлены следующие требования: координаты цветности, x,y должны соответствовать значениям указанным в таблице ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 51256-2011:
Цвет |
Обозначение координат цветности |
Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Белый |
Х |
0,355 |
0,305 |
0,285 |
0,335 |
У |
0,355 |
0,305 |
0,325 |
0,375 |
При этом из данной таблицы не представляется возможным определить, являются ли эти показатели максимальными и минимальными значениями или значениями, которые не могут изменяться.
Для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня и гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D)Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25D."
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также пояснил, что на основании вышеуказанных данных необходимо произвести математические расчеты, с целью предоставления конкретных показателей применяемого товара. Однако на заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит сведений о необходимости произведения математических расчетов.
Для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А, марки I установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче (в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 75-100; 10 мм 62-100; 5 мм 40-50; 2,5 мм 28-38; 1,25 мм 20-28; 0,63 мм 14-20; 0,315 мм 10-16; 0,16 мм 6-12; 0,071 мм 4-10", "содержание зерен крупностью св. 10 мм, св. 5 мм и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса, %: Очень крупный св. 10 мм - 2; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 3";
- для крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марки I установлены следующие требования: "содержание щебня в смеси должно быть свыше 40% до 60%. Содержание песка должно быть свыше 40% до 60%. Содержание минерального порошка в смеси должно быть от 0 % до 8%";
- для неорганических вяжущих материалов установлены следующие требования: "по физико-механическим свойствам: по прочности на сжатие,МПа в возрасте 28 сут для класса 22,5Н не менее 22,5 и не более 42,5; для класса 32,5Н, 32,5Б не менее 32,5 и не более 52,5; для класса 42,5Н 42,5Б не менее 42,5 и не более 62,5; для класса 52,5Н 52,5Б не менее 52,5; Начало схватывания, мин, не ранее 75 для классов 22,5Н; 32,5Н; 32,5Б; 60 для классов 42,5Н; 42,5Б; 45 для классов 52,5Н; 52,5Б".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлены конкретные показатели скольких перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, например конкретный показатель одного из указанных размеров зерен, классов по прочности, либо конкретные показатели для каждого, содержащегося в документации об Аукционе размера зерен, класса по прочности.
При этом, в приложении N 5 к документации об Аукционе установлены "требования к качеству используемых товаров (строительных материалов, изделий и конструкций)" (далее - Требование). Однако, часть пунктов Требования (пример "крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марки II" Требования "Щебень из плотных горных пород и гравий, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93") не содержит максимальные и минимальные значения, по которым необходимо представить конкретные показатели характеристик материалов (товаров), применяемых при выполнении работ (оказание услуг). По таким пунктам в Требовании есть лишь указание на ГОСТы, при этом не указано, какими конкретно пунктами в этих ГОСТах необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей по пунктам Требования в составе первой части заявки на участие в Аукционе. При этом, указанные положения ГОСТов не содержатся в документации об Аукционе.
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, поскольку требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "УСК МОСТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 18.06.2013 N К-852/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2013 г. N К-852/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был