Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Активстрой" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "ул. Савушкина" (номер извещения 0372200067813000050) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушениями положений Закона о размещении заказов, а именно:
1. В документации об Аукционе содержится неправомерное требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к конкретным видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО);
2. В пункте 5.2.25 проекта контракта документации об Аукционе установлены требования к подрядчику и к субподрядным организациям о наличии свидетельств СРО, что ограничивает количество участников размещения заказа.
3. В документации об Аукционе Заказчик неправомерно установил положения о подписании контракта на бумажном носителе.
4. Заказчик в документации об Аукционе неправомерно установил положения о возможности изменения сроков выполнения работ по предмету Аукциона.
5. Заказчиком включены в документацию об Аукционе сведения, не позволяющие определить место оказания услуг.
6. В документации об Аукционе Заказчиком не установлен порядок оплаты работ.
Заказчик в представленном письменном возражении на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 328 430 000 рублей;
3) дата проведения Аукциона - 01.07.2013.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Заказчиком в пункте 4 требований документации об Аукционе установлено, в том числе: "Участник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона:
Участник должен иметь действующее свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
В связи с тем, что согласно Приказу пункты 33.2.1 и 33.2.6 включены в пункт 33, установление требования, предусмотренного подпунктом 2 требований к содержанию и составу заявки документации об Аукционе, правомерно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В пункте 5.2.25 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе: "На весь период действия Контракта Подрядчик и субподрядные организации должны иметь на виды деятельности, предусмотренные Контрактом, свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные соответствующими саморегулируемыми организациями в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, (свидетельства о допуске к видам работ по капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства)".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что положения, установленные в пункте 5.2.25 проекта контракта документации об Аукционе не противоречат законодательству о размещении заказов.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что пункт 5.2.25 проекта контракта документации об Аукционе ограничивает количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что 5.2.25 проекта контракта документации об Аукционе ограничивает количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с требованиями части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов протокол разногласий.
Пунктом 8.5 контракта установлено, что он составлен на русском языке в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному каждой стороне.
В Письменном возражении Заказчика указано: "данное положение относится к оформлению контракта в редакциях последующих дополнительных соглашений к контракту, которые оформляются на бумажном носителе. Дополнительные соглашения оформляются на бумажном носителе и затем регистрируются в системах АИСГЗ и АИС БП. Контракты, заключаемые по результатам проведения аукционов в электронной форме СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" на бумажном носителе не оформляет".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены положения о подписании контракта на бумажном носителе не нашел своего подтверждения.
4. Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта, указанных в части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 3.3.1 контракта установлено: "в случае прекращения финансирования, равно как и в случае выделения неполного финансирования на соответствующий год, стороны должны согласовать новые сроки выполнения работ по Контракту".
Таким образом, установление в проекте контракта возможности изменения условий контракта в части изменения сроков выполнения работ нарушает часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
5. Пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, место, оказания услуг.
Согласно доводу Заявителя "информация, указанная в извещении о проведении Аукциона о месте выполнения является не достаточной для определения места выполнения работ. Заказчик не указал ни район города Санкт-Петербурга, ни адрес места выполнения работ".
В извещении о проведении Аукциона, опубликованном Заказчиком на Официальном сайте, указано: "Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: 194044, г. Санкт-Петербург".
В Письменном возражении Заказчика указано: "Извещение формируется автоматически на Общероссийском официальном сайте, через программу АИСГЗ 2011, возможность указать соответствующий район и место выполнения работ отсутствует. В данном случае, место и район выполнения работ указан в самой документации об аукционе в электронной форме, также можно узнать информацию из названия процедуры размещения заказа".
При этом в документации об Аукционе Заказчиком, в том числе указано: "Место выполнения работ: г. Санкт-Петербург, Приморский район".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком включены в документацию об Аукционе сведения, не позволяющие определить место оказания услуг не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения об условиях исполнения контракта, а именно: форма, сроки и порядок оплаты работ.
Пунктом 3.9. проекта контракта Заказчиком установлено: "Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2012 N 1360 "О мерах по исполнению бюджета Санкт-Петербурга на 2013 год" по письменному запросу Подрядчика может выплатить Подрядчику аванс в размере до 30% объема денежных средств, указанном в государственном контракте на текущий финансовый год".
Таким образом, в нарушение требований пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об Аукционе не содержит порядок оплаты работ, а именно - конкретный размер аванса.
7. Согласно части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Представители Заказчика на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не явились и не представили документы, предусмотренные частью 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов, что является нарушением части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Нарушения, указанные в пунктах 4, 6 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Активстрой" обоснованной в части неопределения Заказчиком порядка оплаты работ, неправомерного установления в проекте контракта возможности изменения условий контракта в части изменения сроков выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 9, пункта 8 части 4 статьи 41.6, части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.06.2013 N К-884/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2013 г. N К-884/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был