Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Вершининой И.А.,
при участии представителей ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" Ищенко О.Д., Сафонова Ю.В., ЗАО "Строительное управление N 1" Галаган И.В., Громенковой Ю.А., Ревеко А.В., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Строительное управление N 1" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию участков автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск. Реконструкция автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 77+000 - км 89+000, мостовой переход через р. Тобол на км 78+543, Тюменская область (номер извещения 0362100008213000134) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 21.05.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 5 336 589 500 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона 17.06.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Ханты-Мансийскдорстрой" с минимальным предложением о цене контракта 5 256 540 657,5 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Однако следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (Приложение 6 к документации об аукционе в электронной форме), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
В соответствии с пунктом 2.1 документации об Аукционе "работы выполняются в соответствии с Проектом (Приложение 5 к документации об аукционе в электронной форме) и условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях, Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение 3 к документации об аукционе в электронной форме), Календарным графиком производства подрядных работ (Приложения 4-1, 4-2, 4-3, 4-4, 4-5, 4-6, 4-7 к документации об аукционе в электронной форме)".
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 14.06.2013 N 134-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а именно: "п. 13. Химический состав выбранной проволоки по ГОСТ 2246-70 не отвечает требованиям табл. 2а СТО-005-2007; пп. 15; 17; 18; 19; 20. Фактическое значение модуля крупности песка не отвечает требованиям п. 1.6.12 ГОСТ 26633-91; п. 20. Фактическая морозостойкость щебня не отвечает требованиям п. 1.6.10 ГОСТ 26633-91; п. 22. Химический состав выбранной проволоки по ГОСТ 2246-70 не отвечает требованиям табл. 2а СТО-005-2007".
Приложение N 6 к документации об Аукционе |
Заявка Заявителя на участие в Аукционе |
Пункт 13 - химический состав проволоки для сварки под флюсом стыковых соединений: |
Пункт 13 - химический состав проволоки для сварки под флюсом стыковых соединений: |
углерод - менее 0,13; кремний - не менее 0,01; марганец - менее 1,11; хром - менее 0,71; никель - менее 0,26; молибден - более 0,39 и менее 0,56; сера - менее 0,31; фосфор - менее 0,31. |
углерод - 0,08; кремний - 0,15; марганец - 0,50; хром - 0,60; никель - 0,23; молибден - 0,53; сера - 0,025; фосфор - 0,030. |
Пункт 15 - морозостойкость щебня - не ниже F15. |
Пункт 15 - морозостойкость щебня - F300. |
Пункт 17 - модуль крупности песка - более 0,5. |
Пункт 17 - модуль крупности песка - 2,4. |
Пункт 18 - модуль крупности песка - более 0,5. |
Пункт 18 - модуль крупности песка - 2,40. |
Пункт 19 - модуль крупности песка - более 0,5. |
Пункт 19 - модуль крупности песка - 2,40. |
Пункт 20 - модуль крупности песка - более 0,5. |
Пункт 20 - модуль крупности песка - 2,40. |
Пункт 22 - химический состав проволоки для сварки под флюсом тавровых, угловых и нахлестночных соединений: углерод - менее 0,13; кремний - не менее 0,01; марганец - менее 1,11; хром - менее 0,71; никель - менее 0,26; молибден - более 0,39 и менее 0,56; сера - менее 0,31; фосфор - менее 0,31. |
Пункт 22 - химический состав проволоки для сварки под флюсом тавровых, угловых и нахлестночных соединений (Товарного знака не имеет): углерод - 0,08; кремний - 0,15; марганец - 0,50; хром - 0,60; никель - 0,23; молибден - 0,53; сера - 0,025; фосфор - 0,030. |
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указывать конкретные показатели товара в соответствии приложением N 6 к документации об Аукционе (далее - Приложение), а также с нормативно-технической документацией, установленной в приложении N 6 к проекту контракта документации об Аукционе "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ" (далее - Приложение к контракту).
При этом в инструкции по заполнению первой части заявки не указано, что конкретные показатели используемого товара должны соответствовать, в том числе нормативно-технической документации, установленной в Приложении к контракту.
Вместе с тем, в Приложении не указано какой именно нормативно-технической документацией и какими конкретно пунктами указанной документации необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей используемого товара в первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, поскольку требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какими именно положениями, пунктами документации об Аукционе, нормативно-технической документации необходимо руководствоваться при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В связи с тем, что Заказчиком надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, Комиссия считает, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать, в том числе, требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с Приложением к контракту проектные и дорожные работы должны быть выполнены в соответствии с нормативно-техническими документам, например: СТО ГК Трансстрой 001-2006 "Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания", СТО ГК Трансстрой 005-2007 "Строительные конструкции мостов. Технология монтажной сварки", утвержденные ООО "ГК "Трансстрой", СТО 79100940-001-2007 "Добавка в асфальтобетонные смеси PR PLAST S. Технические условия", утвержденный ЗАО "Росеврострой" (далее - Стандарты организации). Также, согласно пояснениям Заказчика, конкретные показатели используемого товара должны соответствовать, в том числе указанным Стандартам организации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) установлено, что стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 Закона о техническом регулировании, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В соответствии с пунктом 4.17 ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчинённости) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Согласно пункту 4.18 ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.
Таким образом, для использования Стандарта организации в своих интересах участнику размещения заказа следует заключить договор с утвердившей его организацией, что ограничивает количество участников размещения заказа.
Действия Заказчика, установившего необходимость соответствия выполняемых работ требованиям Стандарта организации, не соответствуют части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Данное нарушение, а также нарушение в части действий Заказчика, указанное в пункте 1 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Строительное управление N 1" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.06.2013 N К - 891/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
Члены Комиссии: |
А.В. Гриненко |
|
И.А. Вершинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июня 2013 г. N К-891/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был