Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
1. Согласно статье 10 Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон предоставляет право, а не обязанность заказчика производить размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг у единственного исполнителя, подрядчика в соответствии со статьей 55 Закона.
Следовательно, в случае если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти, заказчик вправе самостоятельно принять решение о способе размещения заказа (провести открытый конкурс, открытый аукцион, запрос котировок или приобрести такие работы (услуги) у единственного поставщика) с учетом положений Закона.
2. Согласно пункту 14 части 2 статьи 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (сто тысяч рублей) при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (сто тысяч рублей).
Таким образом, Закон не содержит ограничений в отношении срока исполнения муниципального контракта либо иного гражданско-правового договора заключенного в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона.
3. Согласно части 5 статьи 9 Закона при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Таким образом, по истечении срока действия муниципального контракта заключенного на основании случаев указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 55 Закона, муниципальный заказчик должен заключить новый муниципальный контракт.
4. Требования, касающиеся ограничения суммы государственного или муниципального контракта, установлены только в пункте 14 части 2 статьи 55 Закона, при этом следует учитывать, что требования данного пункта не распространяются на иные, указанные в статье 55 Закона, случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе и на пункт 15 части 2 статьи 55 Закона.
5. Для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах государственный или муниципальный заказчик осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 1 статьи 5" следует читать "статье 5"
Таким образом, во всех случаях, за исключением случая определенного пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона государственный или муниципальный заказчик должен заключать государственный или муниципальный контракт.
Заместитель директора |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 мая 2010 г. N Д22-598 "О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был